Правительство РФ хотело получить с бизнеса 1,9 трлн рублей за счет введения новых неналоговых сборов. Но, посовещавшись с премьером Дмитрием Медведевым, решило сократить свои запросы.
Правительство РФ введет частичный мораторий на увеличение действующих и введение новых неналоговых платежей до 1 января 2019 года, сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев по итогам вчерашнего совещания у премьер–министра РФ Дмитрия Медведева. Министр пояснил, что решено отсрочить введение новых сборов, по которым еще не вступили в силу нормативно–правовые акты, определяющие порядок их уплаты, а также не увеличивать тарифы по действующим неналоговым сборам.
Если бы правительство вообще не увеличивало сумму сборов, то, по оценкам Минэкономразвития, сэкономленные предпринимателями средства составили бы 1,9 трлн рублей в год, но поскольку полностью удовлетворить запросы бизнеса правительство не смогло, то экономия составит значительно меньше.
Пять из шести
С предложением не вводить новые неналоговые сборы и снизить ставки по некоторым действующим на период кризиса в кабинет министров обратились члены Российского союза промышленников и предпринимателей. Инициативу бизнес–сообщества поддержал вице–премьер РФ Игорь Шувалов — на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным он заявил, что многие компании чувствуют себя не лучшим образом и было бы прекрасно ввести на несколько лет мораторий на изменение состава и размера неналоговых платежей.
Так, тарифы по пяти действующим обязательным платежам решено оставить без изменений, в частности понижающий коэффициент по платежам за загрязнение окружающей среды для предприятий, складирующих отходы на собственных полигонах.
Однако банкирам все же придется с июля платить больше в систему страхования вкладов. Платеж дифференцируют в зависимости от депозитной политики банка — чем выше ставка по вкладу, тем больше размер выплат в страховой фонд. Сейчас все банки делают в страховой фонд одинаковые отчисления — 0,1% в квартал от среднего ежедневного остатка вкладов за тот же период.
Торговый перебор
Торговый сбор остался в силе, несмотря на то что бизнес боролся с ним с первого дня появления соответствующего законопроекта в Госдуме.
Петербургским торговцам, по оценкам экспертов, новый сбор сулит дополнительные расходы по 2340 рублей в год за 1 м2. В городах федерального значения новый сбор должен заработать в июле 2015 года. Правда, власти Петербурга в рамках антикризисного плана пообещали отложить сбор на год.
В подвешенном состоянии остался вопрос о сроках внедрения единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в розничной торговле. По действующему законодательству обязательный учет проданного в розницу алкоголя должен начаться с 15 июля 2016 года.
По этому вопросу согласия нет даже у участников рынка, так как некоторые компании уже вложились в необходимое оборудование. "Началом алкогольной реформы в России стоит считать 2006 год, когда заработала ЕГАИС. В результате реформы объем нелегального алкоголя вырос почти вдвое — в 2006 году объем нелегального рынка крепкого алкоголя оценивался в 30–35 млн дал, а в 2014 году было уже продано свыше 50 млн дал только нелегальных водки, ликеро–водочных изделий и коньяка российского производства из 131 млн дал", — констатирует Максим Черниговский, гендиректор НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка". По его словам, введение ЕГАИС в рознице увеличит емкость нелегального алкогольного рынка еще на 20 –30%.
Когда в товарищах согласья нет
Нет единого мнения и по поводу платы за проезд по федеральным трассам, которую планируется взимать с 15 ноября 2015 года в размере 3,73 рубля за 1 км пройденного пути с грузовика разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Предлагается не отменять сбор, а снизить плату до 0,64 рубля.
"Проблема не в размере платы, а в схеме ее взимания — сама схема порочна, она предполагает, что каждый перевозчик должен внести на депозит 400 тыс. рублей с одной машины. А средства со счета будут списываться в безакцептном порядке", — говорит Сергей Кравченко, генеральный директор ЗАО "Норд". По его словам, в сложившейся ситуации, когда очень многие транспортные компании несут убытки, испытывают дефицит оборотных средств, не могут вовремя выплатить зарплату, брать с перевозчиков авансом крупные суммы — это означает истребить большинство транспортных компаний.
"Раньше мы могли брать кредиты в банках под выполненные, но еще не оплаченные работы, а сейчас такой возможности нет. Складывается впечатление, что все делается, чтобы уничтожить небольшие компании, оставить на рынке только крупных игроков", — говорит эксперт.