В Петербурге в 4 раза сократилось количество магазинов Nike, значительная часть которых принадлежала местным компаниям. Участники рынка говорят, что Nike жестко навязывает партнерам свои корпоративные ценности, например, обязывает дилеров продавать коллекции для секс-меньшинств.
Как стало известно "ДП", мировой лидер спортивной индустрии Nike изменил подход к построению дилерской сети в России — вместо небольших локальных игроков он сделал ставку на федерального.
Работать с производителем всегда было сложно, отмечают участники рынка: Nike жестко навязывает партнерам свои корпоративные ценности, не желая прогибаться под особенности российского рынка. Например, концерн обязал дилеров иметь в магазинах коллекцию, адресованную представителям ЛГБТ–сообщества.
В результате представленность бренда на петербургском рынке заметно сократилась. Из 24 монобрендовых магазинов Nike, значительная часть которых принадлежала местным компаниям, сегодня осталось только семь. Причем из них только один принадлежит петербургскому игроку — компании Rockland, работающей под своим брендом, но на 80–90% продающей ассортимент Nike, остальные — самому Nike и федеральной компании Inventive Retail Group (развивает монобрендовые магазины Apple, Samsung, Sony, LEGO, Nike, Street Beat, Prenatal, UNOde50 в России). Inventive Retail Group открывает магазины Nike с 2012 года, и на сегодняшний день у нее 20 магазинов под этим брендом.
От локальных к федеральным игрокам
Одним из значимых партнеров Nike была петербургская компания "Эверест", имевшая на пике своего развития 16 магазинов под вывеской Nike в городе. Однако в этом году "Эверест" закрыл последние две точки. Компания отказалась комментировать "ДП" свои взаимоотношения с Nike. Однако, по данным "ДП", уход игрока связан с тем, что Nike стала отдавать преимущество работе с федеральными компаниями, в результате локальные игроки перестали получать самые продаваемые товары.
Несколько лет работала с Nike петербургская группа компаний MANOMY, являясь дилером в канале "бег" (продавала все товары для бега). Однако в этом году Nike решила расторгнуть контракт и с ней. Сейчас MANOMY распродает остатки.
"Убийца" Rockland
У Nike ранее было два собственных магазина на юге города, однако они не смогли конкурировать со своим же дилером — расположенным у станции метро "Звездная" гипермаркетом Rockland площадью 3 тыс. м2. Rockland является одним из крупнейших продавцов Nike в Петербурге, работает с брендом с 1990–х годов. На заре своей работы Rockland привлекал клиентов низкими ценами, получив за счет этого репутацию магазина с привлекательными ценами, и "убил" со временем на юге города всех конкурентов.
Сегодня у Nike осталось только три стоковых магазина, в которых продаются коллекции прошлых лет, — в ТРК "Южный полюс", "Румба" и "Академический". Продукцию концерна кроме существующих шести магазинов Nike (с учетом Rockland) можно купить в сети "Спортмастер" и фирменных магазинах "Зенит". Дилер Nike на федеральном уровне Inventive Retail Group до конца года не планирует открывать в Петербурге новые магазины.
Для сравнения: представленность мирового бренда № 2 Adidas в Петербурге в разы больше — около 50 монобрендовых магазинов.
В поддержку секс–меньшинств
Один из бывших российских дилеров Nike сообщил "ДП", что работать с компанией всегда было сложно: зачастую она принуждала брать к основному заказу позиции, которые в России плохо продаются. Например, в марте присылала летние кроссовки ярких цветов, хотя в это время в России еще лежит снег, отмечая, что дилеры должны уметь продавать все присылаемые товары. В том числе "радужную" коллекцию, адресованную представителям ЛГБТ–сообщества (основой цветовой гаммы моделей данной коллекции служит радуга).
Оборот рынка спортивных товаров оценивается в 250 млрд рублей, рост в 2014 году составил 5%, подсчитали в Fashion Consulting Group.
"Можно говорить о том, что это самый "оптимистичный" сегмент в направлении "одежда, обувь, аксессуары", которое в целом по рынку показало сокращение уже в 2014 году", — говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак–Клейманс.
Лидер на рынке спорттоваров в России — "Спортмастер" (оборот в 2014 году — около 80 млрд рублей). Второе место занимает Adidas (оборот 50 млрд рублей), 3–е — у "Декатлона" (11,6 млрд рублей).
“
Мы проработали с российским представительством Nike 4 года. В этом году компания сообщила, что расторгает с нами контракт.
Последний год с этой компанией стало работать очень сложно, она могла включить в наш заказ товары, которые нам не нужны, мы не могли добиться ходового ассортимента.
В результате с экономической точки зрения заниматься дальше развитием этого бренда было невыгодно, стало очевидно, что основная ставка внутри Nike делается на федеральных партнеров, поэтому мы обоюдно решили прекратить сотрудничество.
Мы продолжаем продавать остатки товара под этим брендом, но новые коллекции уже не заказываем.
Андрей Жирнов
финансовый директор премиальной сети спорттоваров MANOMY