В Госдуму поступил законопроект о сборе лишь 15% денег на капремонт с жильцов. В Петербурге фактические показатели близки к сути этого проекта: 7 млрд рублей поступает из бюджета и лишь около 1 млрд рублей удается собрать с жителей.
Депутаты Госдумы от партии коммунистов подготовили поправки в Жилищный кодекс, которые касаются сбора денег на капитальный ремонт. Документ имеется в распоряжении редакции dp.ru. Если его примут, большую часть стоимости капремонта, — около 85% — будут оплачивать из бюджетов регионов, а только 15% собирать с владельцев квартир. При этом они будут начинать вносить деньги только за 5 лет до капремонта, а не бессрочно. Это приведет к очередному переделу рынка, объем которого в Петербурге составил более 7 млрд рублей в 2015 году и должен вырасти до 8-9 млрд рублей в следующем году.
Сейчас документ направлен в правительство, так как он затрагивает распределение бюджетных денег, а значит, должен сначала получить заключение. Впрочем, независимо от того, каким оно будет, — положительным или отрицательным, — затем депутаты имеют право внести законопроект в Госдуму и собираются это сделать в любом случае, рассказали dp.ru авторы законопроекта. Заключение выдается в течение месяца. Законопроект будет рассмотрен в парламенте осенью.
Авторы поправок — депутат Сергей Обухов и его коллеги-коммунисты. В пояснительной записке они указывают на то, что в стране и так собирают в среднем лишь 20% от запланированных сумм. Владельцы жилья считают такую дополнительную оплату необоснованной и фактически бастуют — не оплачивают эти счета. В Петербурге, например, собрали лишь 1,5 млрд рублей, начиная с ноября 2014 года, когда новая система начала действовать. Между тем планировалось, что только в 2015 году удастся собрать не менее 3 млрд рублей.
По мнению Сергея Обухова, нынешняя система не дает собственникам жилья понимания, на что именно они сдают деньги. Кроме того, их деньги хранятся на счетах банков, которые ведут коммерческую деятельность, в течение неизвестного срока.
Эксперты считают, что вероятность внесения поправок довольно высока. "Попытка перенести западную практику на нашу почву не удалась. Во-первых, во время приватизации россияне получали дома, которые уже были не в самом хорошем состоянии. По европейским стандартам предыдущий собственник приводит дом в порядок, прежде чем передать его новому собственнику. Во-вторых, по Жилищному кодексу владельцы квартир не могут пользоваться общей собственностью, своим домом, например, отчуждать площади или выделять в них долю. В-третьих, нет никакой привязки к конкретному ремонту в конкретном доме. Все это не соответствует принципам гражданского права, по которому ты платишь только за определенную услугу или товар", — отмечает гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. Он добавляет, что деньги на капремонт в бюджете, безусловно, имеются, и должны быть направлены на модернизацию жилищного фонда как меру развития строительной и других отраслей.
Каждый дом будет заключать отдельный договор о капремонте, где будут прописаны все детали будущего ремонта и размер выплат для жильцов и размер бюджетного финансирования. Без него отрасль развиваться не будет, уверены депутаты. Так, программу капремонта на 2015-2030 годы для Петербурга Смольный оценивает в 500 млрд рублей. В нее вошли 22,3 тыс. многоквартирных домов. Очевидно, что фактически эти деньги придется выделять из бюджета. Так, бюджетное финансирование Фонда на 2016 год осталось на уровне этого года — около 7 млрд рублей. Значительно сократить его и перейти на выплаты от жильцов не удалось.
О проблемах со сбором денег на капремонт в Петербурге dp.ru уже подробно рассказывал. Спустя несколько месяцев был уволен глава Фонда капремонта, а до этого работа фонда неоднократно подвергалась критике профильного вице-губернатора Игоря Албина.
Фонд капремонта начал работать 1 ноября 2014 года, когда петербуржцы стали ежемесячно платить по 2-4 рубля (в зависимости от характеристик дома) с 1 м2 на капремонт. Полное название: Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Ранее деньги на капремонт распределяли администрации районов при участии жилищного комитета Петербурга, конкурсы на электронных площадках не проводились.
В этом году подрядчики выполнят работы на 7 млрд рублей, выделенных из бюджета в качестве субсидии. Также около 3 млрд рублей фонд должен был собрать с собственников на оплату работ в следующем году, но пока собрано лишь 1,5 млрд рублей, так что в бюджет заложены те же 7 млрд рублей. К 2016-2017 годам объем заказов должен был вырасти до 10-20 млрд рублей, но фактически пока тенденции такого увеличения не наблюдается.
На данный момент фонд в Петербурге управляет 94,2% денег программы капремонта (20,5 тыс. домов). При этом закон дает собственникам право выбора между общим котлом и индивидуальным счетом своего дома в банке, который аккредитован для работы с фондом. Оставшиеся 5,8% денег на программу собирают ТСЖ, ЖСК и УК, которые отчитываются жилищному комитету Смольного в обход фонда.