12:2105 августа 201512:21
335просмотров
12:2105 августа 2015
Председатель комитета по строительству Петербурга Михаил Демиденко в интервью "ДП" рассказал, как строители добровольно согласились бесплатно отдавать городу возведенную ими социальную инфраструктуру, а также о том, почему он рад, что часть функций его ведомства передали комитету по инвестициям, и как складываются его отношения с вице-губернатором Игорем Албиным.
Михаил Васильевич
, как строительная отрасль города переживает очередной кризис?
— Если сравнивать с прошлым годом, то отрасль развивается даже с небольшим опережением. За полугодие в городе введено 1,44 млн м2 жилья, а с учетом коммерческих площадей — почти 2 млн м2. Это на 1,5% лучше аналогичного периода прошлого года. Покупательский спрос сохранился во многом благодаря приемлемому проценту по ипотеке — это поддерживает отрасль.
Ожидали худшего?
— Если честно, да. Многие дома, которые сдаются в этом году, стартовали давно, и их ввод, разумеется, поправляет статистику. Но мы думали, что инерции прошлого года хватит на квартал. А ее хватило на полугодие. И мы видим, что рынок тормозить не собирается. Цены на стройматериалы, которые взлетели с началом кризиса, по многим позициям отыграли назад. И нет такого массового расчета заказчиков с подрядчиками квартирами, как в прошлый кризис. А ведь бартерные сделки — первый признак того, что у строителей возникли проблемы.
Если не ошибаюсь, проблемы ГК «Город», у которой сегодня больше всего обманутых дольщиков, тоже начинались с бартерных расчетов?
— Да, это был первый тревожный звонок. Но когда комитет начал бить тревогу, нас обвинили в том, что это мы виноваты в проблемах девелопера. Можно подумать, это чиновники куда-то дели 4 млрд рублей, собранных с людей. Мы подключили к разбирательству все ведомства, в том числе силовые. Только после этого застройщик пошел на контакт. Вот тут сидел собственник компании Ванчугов, а также представители банка «Союзный», у которого в этом проекте зависло 800 млн рублей, и подрядчики, которые тоже потеряли в проектах «Города» большие деньги и надеются выйти хотя бы в ноль. Мы придумали историю с доверительным управлением. Потом эту функцию отдали специальному ГУПу. Процесс пошел.
Другие проблемные объекты в городе тоже будет достраивать этот ГУП?
— Да. А те компании, что возьмутся за достройку таких объектов, получат либо компенсационные участки, либо льготное кредитование, либо город выкупит у них квартиры в проблемных домах. Думаю, желающие будут. Ведь пострадали многие фирмы. Причем наше государство не дает механизмов защиты дольщика-юрлица. Действовал неосмотрительно — сам виноват: не делай ошибки в бизнесе. А исправить ошибки хочется.
В этот кризис станет больше дольщиков?
— Неприятности могут прилететь откуда угодно — даже с самых благоприятных территорий. Мы мониторим ситуацию. В группе риска есть несколько компаний. Они уже включили механизм бартерных расчетов. Но там финансовая дисциплина лучше, чем в «Городе». До беды, надеюсь, не дойдет.
В этом году у вашего комитета забрали раздел инвестиционного строительства и передали его комитету по инвестициям. Не обидно?
— Я был соавтором этой идеи. И рад, что она реализована. Когда управление инвестиций было у меня в подчинении, я 80% рабочего времени посвящал инвестиционному процессу — такой он емкий и разнообразный. На бюджетное строительство оставался один рабочий день, а также ночи и выходные дни. Передача части полномочий в другой комитет, во-первых, освободила мне время для управления бюджетными стройками, во-вторых, позволила консолидировать многие процедуры инвестиционного строительства в одном окне, что удобно для бизнеса. На данный момент вся нормативная база для открытия этого одного окна готова.
Справится ли с нагрузкой комитет по инвестициям?
— Надеюсь. Там, правда, рассчитывают получить часть моих нынешних подчиненных. Но я не отдам. Во-первых, переданное им Управление инвестиций — самодостаточное подразделение, которое я курировал напрямую, без помощников или замов. А во-вторых, кого отдавать? Аналитиков отрасли и тех, кто взаимодействует с федеральным уровнем власти? Нет, конечно! Людей и так не хватает.
Недавно комитет по строительству возобновил практику еженедельных объездов городских районов. Зачем?
— Это действенная система управления. Люди начинают узнавать друг друга. И многие вопросы решаются гораздо быстрее. Мы даже предлагали проводить выездные заседания городского правительства в районных администрациях. Для повышения их эффективности. Но идея пока не нашла отклика у коллег.
Насколько исполнен бюджет строительного комитета?
— На данный момент на 34%. В прошлом году было на 2% больше. Но осенняя корректировка бюджета позволит сбалансировать распределение средств в адресной инвестиционной программе. И по итогам года выйдем на показатели более 90%. Причем по прогнозу удастся сэкономить 3,5% бюджета только на процедуре торгов. У нас заметно изменилась ситуация в этой сфере: все больше подрядчиков предлагают снижение первоначальной стоимости. Если вспомнить, что адресная и ведомственная программа комитета составляет в этом году 24 млрд рублей, то экономия 3,5% — это большие деньги.
Самая большая бюджетная стройка города — стадион «Зенит-арена». Как продвигается проект?
— Общий объем выполненных на стадионе работ приблизился к 74%. Мы идем к финишу. Но еще остались технологически тяжелые и принципиальные работы. Предстоит пересадить кровлю стадиона со вспомогательных устройств на технологические опорные точки. А вес крыши — более 30 тыс. тонн. Так что это одно из важнейших событий всего проекта. Второе важное событие — это оснащение выкатного поля. Мы его уже двигали с места. Оно катается с хорошей скоростью — полностью перемещается за 40 минут. Можно и быстрее, но не стоит. Ведь конструкцию весом 4,5 тыс. тонн трудно тормозить. И третий этап работ на стадионе — доводка инженерных систем и благоустройство.
Сроки реализации проекта будут выдержаны?
— Безусловно. Строительно-монтажные работы завершим в мае 2016 года, ко Дню города. А потом начнутся пусконаладочные работы и сдача объекта Ростехнадзору.
А стоимость проекта не вырастет?
— Все работы уложатся в утвержденную смету. Дополнительных средств на стадион и входную группу не потребуется, несмотря на банкротство "Мостоотряда-19" и кассовый разрыв в размере 500 млн рублей у подрядчика. Разрыв покроет банковская гарантия. Деньги будут возвращены четко. Город мониторит каждый платеж в этом проекте. Со счета подрядчика деньги уходят только после наших согласований.
На этой стройке много банкротств поставщиков и подрядчиков. Вы об этом знаете?
— Знаю, что у «Ижорских заводов» там зависло 70 млн рублей, и других компаний немало. Но все реально выполненные работы мы обязываем подрядчика оплачивать. Он, конечно, ищет предлоги, чтобы этого не делать. Но этот вопрос решаем. Страждущие пусть обращаются — мы поможем.
У застройщиков много претензий к схеме по безвозмездной передаче построенной социальной инфраструктуры городу. Раньше город
такие объекты выкупал. Теперь получает их в подарок. Это нормально?
— Когда мы предложили строителям схему с безвозмездной передачей социальных объектов городу, они восприняли ее позитивно. С 2013 года соглашения с городом подписали 72 компании. Причем мы никого не заставляли — все добровольно. Поругивать ситуацию стали позже — когда стало ясно, что за слова надо отвечать. Но у города нет иного выхода. В противном случае мы просто перестанем выдавать строителям разрешения на новые проекты, чтобы не множить социальную напряженность.
Но у строителей при дарении таких объектов возникает эффект двойного налогообложения. Что-то делается на местном и федеральном
уровне, чтобы легализовать эту схему?
— Была инициатива на уровне губернатора города — пытались внести необходимые поправки в Налоговый кодекс. Но из аппарата правительства РФ пришел отказ. Была также мысль повторить московский опыт, где просто взяли и решили, что затраты на социалку будут относить на себестоимость объекта. Но поскольку законность этой схемы оспаривает прокуратура, мы от нее отказались. Еще один вариант предлагала «Группа ЛСР»: не дарить инфраструктуру городу, а сдавать ее в аренду. Но мы эту идею не поддержали. В конце концов город пошел навстречу строителям и ждет от них ответного шага.
Город ежегодно выкупает квартиры для госнужд. Но в прошлом году возникла идея покупать для этого целые дома на стадии котлована.
Она получила развитие?
— Получила. Мы структурно вместе с комитетом имущественных отношений в прошлом году объявили такие конкурсы. И сейчас та же «Группа ЛСР» строит в Мурино для госнужд несколько домов. Мы работу проавансировали под банковскую гарантию. И к концу этого года получим жилье. Если опыт будет удачным, возможно, продолжим такие закупки по схеме «большого дольщика». Но строить дома для госнужд самим все-таки дешевле. Мы выкупаем квартиры по 56 тыс. рублей за «квадрат». А построить их можно за 45 тыс. рублей.
— Налаживаются в конструктивном русле. Сначала был сложный период… Но мы серьезно поговорили и поняли, что понимание проблем отрасли и отношение к ним у нас одинаковое. Уходить не собираюсь. Если я полезен городу — я должен работать.
Сильно изменился стиль управления отраслью?
— Изменился. Это правда. Чувствуется министерский калибр нового руководителя. И особый стиль управления. У него очень много идей. Но и планка требований стала значительно выше.
В этом году впервые день строителя 8 августа будут отмечать как общегородской, а не локальный отраслевой праздник. Почему решили
изменить формат?
— Мы не против традиций. Но им необходимо развитие. Мы хотим закрытый профессиональный праздник раскрыть для города и подарить всем. Возможно, он даже станет еще одной красивой петербургской традицией, как «Алые паруса», на которые люди приезжают со всего света. Конечно, строители по-разному отреагировали на эту идею. Многим нравился прежний формат. Но, чтобы убедиться, что он был единственно верным, надо хотя бы раз его изменить. Думаю, многие будут рады, что строителей с городского праздника будут не приносить домой на руках, а они сами будут приходить и даже приезжать на велосипедах после велопробега по Невскому проспекту. Конечно, было бы проще все оставить как есть. Но почему бы строителям не выйти из своих вагончиков раз в год и не сказать: «Вот мы! Вот наш праздник! И мы его дарим городу!»
Что пожелаете коллегам по цеху в этом году?
— Как бывший военный (а я 6 лет катался по горячим точкам СССР) хочу пожелать мира. А как профильный чиновник — финансовой дисциплины. Именно ее отсутствие сталкивает отрасль в разряд анекдотов. Будет дисциплина — будет и порядок.
В строительной отрасли — как в горячей точке?
— Нет. Но так же, как на службе: платят мало, кормят плохо, хронически не высыпаешься и постоянно за что-то долбят. Но я выбрал этот путь. И успел к нему адаптироваться. Хотя стружку здесь снимали конкретно. Но я доволен результатом. Не знаю, как это у меня получается, но я человек результативный. Может, потому, что любое дело довожу до конца, а может, просто такая судьба.