<span style="font-weight:bold;">По итогам прошлого года</span> петербургские автодилеры уже чувствовали себя обреченными на провал. Сбылись их самые мрачные прогнозы — в этом году рынок упал почти на 35%. Сытый и красивый дилерский бизнес оказался на грани краха, его захлестнула череда банкротств.
Если еще год назад банкротство той или иной компании означало, что конкурентам будет легче дышать, то теперь каждый понимает, что следующим может оказаться именно он.Добавил "приятных" ощущений в минувшем году и уход GM и ряда импортеров, которые решили дождаться лучших времен за пределами России. В выигрыше оказались дилеры, которые продают премиальные марки. Объясняется это тем, что в кризис бедные беднеют, а богатые богатеют, поэтому Mercedes и Lamborgini всегда найдут своих покупателей.
Беда в том, что автобизнес оказался заложником непредсказуемой политической и экономической ситуации. Уже никто даже не рискует констатировать, что рынок нащупал дно, потому что оно может быть не последним.
Вот и в следующем году, говорят участники рынка, будет провал еще на 10 – 15%. Потом подумают: "Нет, на 20 – 30%". Еще подумают: "Да что уж там, пишите: закроется 70% автоцентров". И это похоже на соревнование: чей прогноз апокалиптичнее. В конце концов лучше ужасный конец, чем ужас без конца.
Не прощай, GM!
В марте американский автогигант GM ошарашил рынок заявлением о том, что заморозит завод в России, объяснив это тем, что хочет избежать больших вложений в рынок с неясной долгосрочной перспективой. Только совместное предприятие GM — AVTOVAZ в Тольятти продолжит производить морально устаревшие Chevrolet NIVA.
Завершение карьеры в России обошлось автоконцерну в $600 млн, а также нанесло серьезный удар по репутации. Дело в том, что с началом кризиса падение спроса на машины GM в среднем составляло 30%, но в отдельные периоды, например в январе–феврале 2015 года, доходило до 75%. А цены на машины из–за скачка курса валют выросли в 1,5 раза.
Но другие производители при столь же плачевных результатах продаж (например, PSA Peugeot Citroen) прощаться с Россией категорически отказались. Поэтому решение GM сразу назвали политическим на фоне обострения отношений между США и Россией.
Проблема заключалась еще и в том, что GM не смог договориться с дилерами об адекватной компенсации. На начало года в России было более 150 дилеров GM, а в Петербурге — шесть. По предварительному предложению, компенсацию получат только те, кто строился или расширялся по требованиям импортера в течение последних 5 лет. Причем за каждый год положен дисконт на амортизацию в размере 20%. Также компенсированы будут затраты на вложения в брендирование центров.
В итоге многие из них остались с пустующими автоцентрами, без компенсаций. Впрочем, некоторые рассчитывают на сервисный контракт. Другие решили подавать на автопроизводителя в суд. Сейчас GM пытается вернуться на российский рынок с автомобилями под брендом Ravon, которые производит на заводе в Узбекистане.
Доступная Lada
После скачка цен на иномарки и ухода с рынка GM появился наконец–то шанс у отечественного автопрома. АвтоВАЗ начал агрессивную экспансию на петербургский рынок, где традиционно не пользовался особой популярностью. Дилеры сразу ухватились за эту возможность: во–первых, после скачка курса валют цены на Lada оказались ниже цен самых экономичных европейских машин, во–вторых, чем–то надо было замещать GM. В итоге количество дилеров АвтоВАЗа в Петербурге выросло с девяти до 12, а доля марки — с 6 до 8?%. Хотя в планах производителя — повысить ее до 20?%.
Поспособствовать этому должен вывод на рынок новых моделей — Vesta и внедорожник XRay. Та же Vesta внешне выгодно отличается от предшественников — страшненьких и недоделанных. Впрочем, пока продажи АвтоВАЗа в октябре упали на 46?%. Да и дилеры скептически относятся к планам производителя по завоеванию доли рынка. Скорее всего, часть из них не выдержит конкуренции.
Не выдержали долгов
В этом году рынок захлестнула череда банкротств: в начале года рухнула старейшая на рынке ГК "Лаура". Следующим с рынка ушел "Балтавтотрейд" Петра Тиньгаева, предварительно оскандалившись из–за долгов перед покупателями. Балтийский банк банкротит петрозаводскую группу «СТК». Дилер Mitsubishi "Радуга–авто" подал иск о своем банкротстве. Не выдержала упадка на рынке "Авто Гамма".
Другие дилеры пытаются продать свои активы, пока это еще возможно. Так, пытается реализовать свои центры белорусский дилер "Атлант–М", выставлены на продажу центр "Хонда Лиговский" и множество других салонов. Участники рынка говорят, что это не конец и в следующем году на рынке останутся только самые стойкие, большая часть автоцентров позакрывается или перепрофилируется. В конечном итоге каждый второй автодилер мечтает безболезненно выйти из бизнеса, но чем дальше, тем сложнее это становится сделать.
Миллиарды за Mercedes
Единственным участником крупных сделок уходящего года на петербургском рынке был Евгений Войтенков. К концу этого года он фактически полностью вышел из автодилерского бизнеса. Весной он продал автоцентр "Олимп" на Исполкомской ул. московской Major Auto. Автосалон по продаже Mercedes (21,7 тыс. м2) оценили в 2,3 млрд рублей. По информации "ДП", Major Auto пыталась выкупить у Евгения Войтенкова салоны Mercedes и Porsсhe на Пулковском шоссе, однако сделка сорвалась. Впрочем, стало известно, что их выкупает московская ГК "Автодом".
Сделку закроют до конца года, и на кризисном рынке она, вероятно, будет единственной, поскольку свободных денег уже не осталось даже на покупки с серьезным дисконтом. Бизнесмен теперь сосредоточится на строительстве апартаментов, а ГК "Автодом" — на завоевании премиального сегмента петербургского рынка, что непросто, поскольку конкуренция на нем крайне высока.