Петербургские рестораторы и отельеры за новогодние праздники заработали больше, чем в каникулы трех прошлых лет. Тратились на праздниках в основном москвичи и иностранцы.
Успех петербургских рестораторов и отельеров в новогодние каникулы был ожидаемым: на отрасль в праздники влияли те же факторы, что и все последние полгода. Россияне ехали и едут в Петербург, отказываясь от заграничных каникул, а иностранцев привлекает дешевизна рубля.
Спонтанные москвичи
По данным сервисов онлайн–бронирования, Петербург занимает первые места по количеству самостоятельных российских туристов на праздниках. К примеру, Travel.ru поставил Петербург на первое место: на каникулы, по данным сервиса, в город приехали более 25 тыс. туристов из других российских регионов. Как рассказывают сами отельеры, в основном это москвичи. Ирина Рябовол, представитель сервиса momondo, добавляет, что первое место в топ–10 популярных у россиян государств для поездок на новогодние праздники все–таки занял Таиланд, но сразу за ним следует Россия. "Во–первых, внутренние поездки дешевле зарубежных, что особенно важно в нестабильной экономической ситуации, во–вторых, это дает возможность посетить родных в других регионах, а в–третьих, туристическая индустрия в нашей стране развивается, предоставляя путешественникам все более комфортные условия", — резюмирует Ирина Рябовол.
В итоге отельеры города отмечают, что выручка за каникулы в этом году была самой высокой за несколько лет. Юнис Теймурханлы, владелец отеля "Гельвеция", добавляет, что в самый высокий период — со 2 по 8 января — загрузка отелей была близка к 100%. Сам Новый год люди предпочитают отмечать дома, а после 8 января заканчивают отдых — в эти периоды загрузка ниже. "Среди российских гостей 98% — москвичи, — рассказывает Юнис Теймурханлы. — Потому что для них билет в Петербург — спонтанная покупка, решение москвичи принимают за день–два до поездки".
Тамара Буйлова, гендиректор сети гостиниц "Адрес", рассказывает, что загрузка в ее отелях была примерно на том же уровне, что и в прошлые годы, — 65–70%. Она отмечает, что 30–50% гостей петербургских хостелов составляли европейские самостоятельные туристы. "Группы перестали к нам ездить еще в 2014 году, а одиночных туристов немало, и это радует", — заключает Тамара Буйлова.
С песнями и без
В саму новогоднюю ночь в городе работали несколько сотен кафе и ресторанов, но специальную программу разработали около 100. В среднем билет на такое мероприятие стоил 4–8 тыс. рублей, но цены варьировались от 1 тыс. до 25 тыс. рублей. Всего в Петербурге более 9 тыс. заведений общепита, так что тех, кто решил заработать во время боя курантов, сравнительно немного. Причин закрыться на это время немало: как рассказывает директор по маркетингу и PR Domina Russia Наталия Белякова, такие мероприятия обходятся организаторам дороже обычного банкета. Во–первых, приходится задействовать больше сотрудников. "Обычно своего штата официантов хватает, но это в любом случае работа обеих смен", — говорит Наталия Белякова. Кроме того, служба безопасности работает в усиленном режиме. Еще один источник расходов — шоу–программа, от декорирования залов до гонораров артистам, и анимация для детей. Работа в Новый год — не только затраты, но и риски: рестораторы рассказывают, что на таких праздниках происходит больше драк, порчи мебели и др. Елена Львовская, управляющий директор ресторана Le Boat, добавляет, что с учетом дороговизны (нужно собрать артистов, настроить звук, свет, экраны) невыгодно организовывать праздник меньше чем на 100 человек, а большинство ресторанов не могут разместить столько гостей. "Но у нас в этом году никто ничего не сломал, хотя, конечно, пару бокалов разбили", — говорит Елена Львовская, отмечая, что и с экономической точки зрения праздник для компании прошел удачно.
Генеральный менеджер Hotel Indigo Saint–Petersburg–Tchaikovskogo Евгения Данилихина рассказывает, что еще в ноябре компания получала запросы от прошлогодних гостей. "Мы предполагаем число мест, определяемся с тематикой вечера, разрабатываем меню, считаем себестоимость развлекательной программы, — говорит она. — В итоге примерно знаем, сколько нужно алкоголя, сколько будет официантов и какова сумма дополнительной оплаты за работу в новогоднюю ночь. Так и определяется стоимость билета". Почти все организаторы новогодних вечеринок работали по принципу "все включено" — билеты не варьировались по стоимости, программы и меню для всех гостей были общими. И, как уверяют опрошенные "ДП" рестораторы, в новый год они вошли с прибылью.
Однако Юнис Теймурханлы уверен, что без развлекательной программы можно заработать даже больше: затраты на гонорары артистов немалые, вместе с ними растет стоимость билетов и ожидания гостей. В итоге почти всегда программа разочаровывает посетителей. "Мы предпочитаем работать всю ночь, и выходит, что с вечера до ранней ночи ресторан заполняют гости отеля — иностранцы. Потом они уходят спать, а их место занимают посетители с улицы", — заключает предприниматель. С ним соглашаются и другие участники рынка: они отмечают, что несколько тысяч петербуржцев праздновали Новый год на улице, посещали массовые праздники в центре города. А круглосуточных ресторанов, тем более тех, куда замерзшие горожане могли попасть без билета, оказалось немного — спроса хватило на всех.
“
У нас два хостела, и загрузка на каникулах была полная, в отличие, например, от прошлого года, когда из–за политических и экономических проблем буквально за 2 недели до Нового года многие отменяли бронь и хостелы стояли пустые. Соотношение иностранцев и русских гостей примерно 40 / 60, многие российские гости едут в Петербург вместо Турции и Египта. Мы ожидали, что эти события отразятся скорее на отелях, чем на хостелах, все–таки люди привыкли тратиться на отдых, но многие предпочли просто отдыхать дольше — вместо 2–3 дней все 10–14.
Алена Енова
совладелица "Тайга хостела"
“
В канун Нового года наш отель работал с полной загрузкой, сама новогодняя ночь традиционно проходит в формате праздничного ужина и тематической программы. Постояльцы отеля составили примерно половину от общего числа гостей праздничного ужина. Состав присутствующих (чуть менее сотни человек) интернационален: около 80% — россияне с очевидным перевесом в сторону москвичей. Среди иностранных гостей преобладали французы и итальянцы — европейцы с удовольствием продлевают рождественские каникулы петербургскими "белыми днями".
Наталия Белякова
директор по маркетингу Domina Russia