Чиновники Ленобласти проводят перепланировку программ господдержки бизнеса

Автор фото: Сергей Ермохин

Чиновники Ленобласти увеличат размер господдержки микрофинансирования бизнеса в 5 раз — до 100 млн рублей. Однако в целом объем поддержки останется на прежнем уровне: другие программы урежут.

В 2016 году малому бизнесу в Ленобласти предоставят 100 млн рублей на микрокредиты, при этом от федерального бюджета рассчитывают привлечь еще 200 млн рублей, рассказала председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребрынка Ленинградской области Светлана Нерушай. Окончательно размер и распределение госсубсидий на 2016 год пока не определены, в правительстве области ожидают, что общая сумма останется на уровне 2015 года, тогда она составила 270 млн рублей. Сейчас чиновники собирают предложения от бизнеса о том, как распределить средства, какие программы добавить, а какие сократить. Обращения предпринимателей будут рассматривать до 5 марта.
Сегодня правительство провело совещание с бизнесом, где предприниматели предлагали снять ограничения по видам деятельности компаний, которые могут претендовать на субсидии. Как рассказывают предприниматели, многие сдают помещения в аренду в качестве дополнительного дохода, но даже те, для кого это составляет 3-5% выручки, уже не могут получить от государства деньги по другим программам — например, вернуть затраты на лизинг оборудования или запуск франшизы. Также бизнес предлагает государству возмещать затраты на снижение издержек и себестоимости продукции, поддержать производства хлеба, которые сейчас в регионе массово закрываются, и сельский туризм, то есть частников, которые сдают в аренду собственные дома.
Светлана Нерушай добавляет, что ограничения по видам деятельности — требование Минэкономразвития, но правительство области готово вести с МЭР переговоры на эту тему. Кроме того, чиновники сейчас рассматривают вопрос о том, выдавать ли субсидии 2 раза подряд одной компании, но пока такого ограничения нет.
Руководитель ООО "Ольга" Владимир Головяшкин рассказывает также о проблеме кадров: его компания в прошлом году с помощью субсидии купила японский вышивальный станок, но работать на нем некому. "У нас на обучение не хватает средств и ресурсов, и государство могло бы помочь в этом малому бизнесу, — считает он. — Например, у нас есть сотрудница, которая работает в этой сфере 36 лет, она может передать опыт, но не может выдать сертификат или присвоить ученику квалификацию". Гендиректор ООО "Живые соки", которое производит напитки премиум-сегмента, Анатолий Гаврилюк, добавляет, что для малого бизнеса выставки — самый надежный и дешевый способ продвижения, и он предлагает государству больше средств выделить именно на этот вид субсидий: например, в прошлом году его компания вернула по программе поддержки 60% затрат на участие в одной выставке и 18% — в другой.
Предприниматели из Выборга сетуют на то, что, несмотря на рост числа туристов, в прошлом году поддержка гостевых домов не пользовалась спросом, даже 8 млн рублей распределить удалось с трудом. И теперь программу планируют сократить. "Тем временем основная часть наших туристов — петербуржцы, и наша задача — оставить их в городе на ночь: так они потратят гораздо больше денег, — говорит Сергей Васильев, владелец ООО "Арт-центр Уно". — Но когда я подавал заявку в прошлом августе, кроме меня не было ни одного претендента".
Среди других предложений — выдавать

 

небольшие субсидии прямо на местах, в МФЦ, чтобы руководителям компаний не приходилось отрываться от дел. А также проводить обучение для бизнеса по франчайзингу, возможно, даже силами самих продавцов франшизы: сейчас, как рассказали в администрации Выборгского района, многие малые предприниматели вообще не знают, что существует такая форма ведения бизнеса. При этом, как отмечает владелец ООО "Шоп энд джой" Антон Морозов, франшизы известного общепита перспективны даже в небольших поселках городского типа: их жители очень благодарны рискнувшим открыться предпринимателям за то, что можно пообедать в кафе около дома, а не в 40-50 км.
Кроме того (эта проблема есть и в Петербурге) бизнес жалуется на то, что покупки и вложения, которые сделаны в ноябре-декабре, уже не субсидируются: средства за год к этому времени распределены, а делать заявки на следующий год нельзя.
"Сейчас Ленобласть в 1,5 раза отстает

 

от передовых регионов по числу предпринимателей на душу населения и сотрудников в малом бизнесе, — говорит руководитель представительства АСИ на Северо-Западе Игорь Девятко. — А по выручке на одного сотрудника — в 2 раза: рост этих показателей станет объективной мерой эффективности господдержки".