По итогам 2015 года продажи смартфонов в РФ упали впервые за 6 лет. На этом фоне китайские модели стремительно рвутся вперед за счет дешевизны и "навороченности". Мы приходим к интересной ситуации, когда, с одной стороны, прорыва на рынке нет, а все — маркетинг, а с другой — бренды теряют значение, выбором правит цена.
В 2015 году в России впервые упали продажи смартфонов в штуках. Они снизились на 3% по сравнению с 2014 годом и составили 25,3 млн устройств, впервые с 2009 года показав отрицательную динамику, свидетельствуют данные отчета агентства J’son & Partners Consulting. Однако из-за роста цен в связи с девальвацией рубля российский рынок в денежном выражении году вырос на 6% к показателям 2014 года.
Такого обвала на рынке, как это было в 2009 году после финансового кризиса, не произошло, благодаря устойчивому спросу — с развитием высокоскоростного Интернета смартфоны стали обязательным аксессуаром в мегаполисе. При этом на рынке появился бюджетный сегмент смартфонов, а функционал устройств позволил заменить периферийные гаджеты, такие как MP3-плеер, диктофон и бюджетные фотоаппараты.
Дешево и не очень сердито
Одной из ключевых тенденций прошлого года стал возросший спрос покупателей на модели из среднего ценового сегмента, не уступающие брендам по техническим характеристикам. Это сказалось на снижении доли продаж производителей, ориентированных на премиальный сегмент.
В результате малоизвестные новые бренды, преимущественно китайского происхождения, смогли занять существенную долю на рынке смартфонов, в то время как доля традиционных производителей смартфонов упала ниже 50%.
Новая экономическая реальность оказала влияние на предпочтения клиентов при выборе смартфонов, отмечают и в "Юлмарте". Покупатели начали обращать больше внимания на набор характеристик и цену, чем на бренд производителя. Спрос на смартфоны продолжает смещаться в средний ценовой сегмент, на рынке растет доля B-брендов (бренды второго порядка), отмечает ретейлер.
При этом в "
Связном
" отмечают, что в 2015 году самую хорошую динамику показали бренды, в чьей модельной линейке присутствуют гаджеты почти всех ценовых сегментов, и в частности, есть выбор в бюджетных ценовых категориях: Lenovo, LG, ZTE, Microsoft.
В прошлом году прервалась наблюдаемая в последние годы тенденция снижения средней розничной стоимости смартфона. По оценкам J’son & Partners, средняя цена на смартфон в России выросла на 9% по сравнению с 2014 годом.
На фоне общего роста цен аналитики отметили спрос на смартфоны с диагональю 5 и более дюймов, а также возросшую долю устройств с поддержкой LTE, NFC и возможностью подключать две и более sim-карты. Именно интерес к LTE-устройствам не позволил российскому рынку смартфонов сократиться, уверены в МТС. По оценке оператора, LTE-смартфоны стали основным генератором выручки в российском сотовом ретейле (57% общей выручки, или около 150 млн рублей).
Бренд — ничто
В начале 2016 года ряд производителей смартфонов заявил о новом повышении цен в России на 15–20%. Так что высокий спрос на бюджетные смартфоны сохранится. В конечном счете объем рынка смартфонов в 2016 году будет сильно зависеть от дальнейшей макроэкономической ситуации в стране и курса рубля, констатируют в J’son & Partners.
Локомотивом продаж смартфонов будут недорогие устройства, которые предлагают новые производители (В-бренды), говорят в "Мегафоне". Снижение рыночной доли маститых телефонопроизводителей продолжится и в 2016 году. На рынке планшетов "МегаФон" ожидает появления 4G-устройств в бюджетном сегменте, что придаст дополнительный импульс продаж в этом секторе.
Кроме того, приближение рынка мобильных устройств к стадии насыщения обостряет конкурентную борьбу между ретейлерами, что может сделать смартфоны более доступными, в частности, за счет субсидирования устройств операторами сотовой связи.
К 2020 году объем рынка смартфонов в России составит 43 млн штук, что более чем на 70% превысит показатели 2015 года, прогнозирует J’son & Partners Consulting. Доля смартфонов в общих продажах телефонов составит 97%. Таким образом, "умные телефоны" через 4 года практически полностью вытеснят с рынка кнопочные мобильные устройства.
Как 10 лет тому назад
Прошлый год стал кризисным не только для смартфонов. В 2015 году мировые продажи компьютеров и ноутбуков упали ниже исторической отметки 300 млн — до 276 млн штук, то есть спад составил 10,4%. Таким образом, мировой рынок ПК пятый квартал подряд показывает негативную динамику.
В России обвал продаж и в штуках, и в деньгах стал крупнейшим за всю историю. По данным IDC за III квартал, поставки компьютеров в Россию упали на 45,5% (год к году), до 1,2 млн штук, объем рынка в деньгах снизился на 49,2%, до $548,8 млн. Поставки планшетов снизились на 14,9%, до 2 млн штук, в денежном выражении рынок просел почти на 37%.
Основными причинами падения продаж аналитики IDC называют экономическую нестабильность в мире в связи с обвалом цен на нефть и замедлением китайской экономики, социальные потрясения в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) и Азиатско–Тихоокеанском регионе. В IDC считают, что мировая индустрия начнет восстанавливаться уже в 2016 году.
По итогам 2015 года российский рынок информационно-коммуникационных технологий в долларовом выражении опустился практически до уровня 2005 года. Официальных результатов года еще нет, но, по прогнозу IDC, объем рынка в 2015 году составил $15-16 млрд, а 10 лет назад он достигал отметки $12 млрд. Если учитывать появление новых сегментов (смартфоны, планшеты), то можно сказать, что рынок откатился на десяток лет.