С апреля городские подрядчики будут еженедельно платить штраф до 500 тыс. рублей, если не восстановят газоны, аллеи и асфальт после выполнения работ на объекте. До сих пор их штрафовали разово. В разгар кризиса эти издержки могут стать фатальными.
С апреля подрядчики, которые ведут какие-либо строительные или ремонтные работы на петербургских улицах, столкнутся с новыми штрафами. Государственная административная инспекция (ГАТИ) разработала новый вид наказания за невосстановленное благоустройство: до 500 тыс. рублей для нарушителя каждую неделю до тех пор, пока нарушения не устранены.
Сейчас штраф составляет от 200 до 500 рублей. Он зависит от степени разрухи, которую подрядчик после себя оставил, и выписывается компании только один раз. Так что фактически подрядчику гораздо проще и, главное, дешевле выплатить эти деньги, чем класть асфальт, обустраивать новый газон, сажать деревья, устанавливать новые поребрики и так далее. Недобросовестные компании этой законодательной недоработкой активно пользуются.
По новым правилам, которые ГАТИ сейчас согласовывает с комитетом по благоустройству, подрядчику будут давать от 7 до 14 дней на завершение работ. Точный период объявят после завершения согласований. Если в течение него благоустройство не будет восстановлено, бизнесменов будут снова штрафовать. Так, за месяц штрафы могут набежать на сумму до 2 млн рублей.
Более того, на практике штрафы могут достигать и десятков миллионов. Дело в том, что у восстановления благоустройства есть специфика: эти работы можно проводить только летом, весной или ранней осенью. В профессиональной терминологии такой период называется агротехническим. То есть если подрядчик не уложился в сроки и не успел закончить стройку до зимы, то благоустройство он будет восстанавливать уже только через полгода. За это время может набежать штраф в 12 млн рублей. А если проблемных объектов несколько, то речь пойдет уже о сотне миллионов.
Впрочем, к этому кнуту ГАТИ ввела и пряник. Одновременно со штрафами вступит в силу еще одно новшество: когда истекает ордер на работы, инспектор ГАТИ увидит это на своем рабочем планшете, придет на объект, зафиксирует восстановленное благоустройство и самостоятельно закроет ордер. До сих пор бизнес и заказчики его работ занимались этой бюрократической процедурой.
"Теперь ни подрядчик, ни заказчик в этом процессе больше не участвуют, они от этого освобождены. Мы сами собираем документы, если благоустройство восстановлено. Но если подрядчик не восстановил благоустройство — обанкротим", — полушутя добавляет руководитель ГАТИ Олег Зотов.
Впрочем, бизнесмены сомневаются, что штрафы улучшат качество работ по восстановлению благоустройства. По мнению подрядчиков, так лишь увеличится роль районных администраций в урегулировании данных вопросов, а бизнес столкнется с очередными рисками и издержками, особенно опасными в условиях экономического кризиса.
"Штрафы вряд ли способны что-то исправить. Если говорить на примере Калининского района, где мы работаем, то здесь администрация часто подходит к восстановлению благоустройства формально. Курирует этот вопрос со стороны администрации Владимир Ростовский. Порой создается впечатление, что лоббируются интересы сетевых компаний. Есть объекты, где вообще не восстанавливают благоустройство или восстанавливают его с очевидными нарушениями. Однако акты администрацией выдаются, работы принимаются", — говорит председатель совета директоров ПАО "Городские Инновационные Технологии" Грант Агасьян.
Зачастую в районных администрациях вообще нет специалистов, которые могли бы оценить качество работ по восстановлению асфальта. Они принимают работы подрядчика чуть ли не по фотографиям или просто осматривают покрытие дороги. "Потом асфальт опять проваливается, кое-как делается, и опять акты выдаются, и так годами. А в случае каких-то спорных моментов вина перекладывается с сетевой компании, осуществляющей работы, и с администрации, на комитет по благоустройству", — отмечает Грант Агасьян. После этого ГАТИ получает документы о том, что работы были приняты, и подрядчик штраф не получает.
Одновременно подрядчикам запретят продлевать ордеры на производство работ, а это еще одно ужесточение условий. Раньше ордеры можно было бесконечно продлевать, и любые работы вполне легально становились бесконечными. Теперь после истечения ордера его либо будут закрывать, либо выписывать штраф. Если не восстановлено благоустройство, то действует описанная выше система. Если на объекте стоит техника и ведутся работы, то это уже самовольный выход на объект, который может стоить подрядчику до 1 млн рублей.
Бизнесмены полагают, что высокие штрафы только повысят мотивацию подрядчиков обращаться в суд. "Если штраф ударяет по бюджету компании, — а миллионные штрафы, конечно, ощутимы для любого бизнеса, — компания идет в Арбитражный суд. Бизнесмен понимает, что выгоднее нанять отличных адвокатов и доказать необоснованность штрафа или хотя бы потянуть время. В результате ГАТИ будет собирать лишь малую часть выписанных штрафов, а остальные будут годами оспариваться в суде. К тому же есть много других способов не платить штраф, например организовать арест собственного счета. В общем, бюджет от этого точно не пополнится, а вот головной боли у бизнеса прибавится. Если бы штрафы были регулярными, но не такими большими, эффект был бы больше", — говорит генеральный директор компании "СпецСтрой" Артур Данчаров.
К тому же не всегда подрядчик виноват в том, что благоустройство не восстановлено, говорят бизнесмены. Иногда он выполняет все работы, но деревья задевает чужая техника, или же заказчик затягивает согласования проекта и не удается уложиться в агротехнические сроки.
В 2015 году в адресные программы ГАТИ было включено 7,3 тыс. работ, а это более чем на 1 тыс. работ больше, чем за год до этого. На плановые работы было выдано 5,8 тыс. ордеров, на аварийные работы — более 12,5 тыс. ордеров. Для ограничения движения выдали 2,2 тыс. разрешений.