Нефтяники на встрече с Путиным выбрали меньшее из двух зол — согласились заморозить добычу нефти, но при этом не сокращать ее. Власти не надеются на скачок цен, но рассчитывают, что эта мера поможет сократить период низких цен хотя бы на год.
После встречи с главами нефтяных компаний Владимир Путин заявил, что нефтяники согласились не увеличивать добычу нефти для стабилизации ситуации на рынке.
"Предлагается, если быть более точным, зафиксировать объем добычи нефти в России на 2016 год исходя из показателей января текущего года. Но, разумеется, имеется в виду в усредненном виде на весь 2016 год", — цитирует президента Интерфакс.
Президент, ссылаясь на слова главы Минэнерго Александра Новака, сказал также, что у нефтяников появились даже "более радикальные предложения". Как по итогам совещания пояснил журналистам Александр Новак, под радикальными предложениями не имеется в виду сокращение добычи, этого никто из российских нефтяных компаний не желает. По мнению самого министра, сократить добычу нефти невозможно в тех геологических условиях, в которых находится Россия, поэтому об этом речь точно не идет, заморозка наиболее вероятна.
При этом власть не рассчитывает на резкий скачок цен на нефть после введения этой меры, но надеется хотя бы сократить период, в течение которого нефть будет оставаться дешевой. "Речь идет о том, чтобы затянувшийся период низких цен на нефть сократился хотя бы на 1 год", — сказал Новак.
Заморозка добычи на уровне января весьма вероятна, но даже этот уровень является достаточно большим. На мировые котировки нефти это решение вряд ли как-то повлияет.
"Мировые котировки нефти больше подвержены влиянию решений ОПЕК и уровню запасов сырья в США. Российские нефтяные компании продолжают чувствовать себя хорошо на фоне падения национальной валюты, и решение о заморозке на высоком уровне им скорее даже на руку", — считает аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. Последствия будут нейтральными, солидарна аналитик QB Finance Мадина Абаева: "Одна Россия не сможет справиться с перепроизводством нефти в мире, к тому же просто заморозки будет недостаточно, необходимо сокращение добычи".
Что касается котировок компаний, то решение о заморозке может оказать лишь кратковременную поддержку котировкам корпораций, так как оно может вызвать рост цен на нефть, добавляет Мадина Абаева. По прогнозу Кирилла Яковенко, акции "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти" будут чутко реагировать на это решение, тем не менее его принятие не сможет сильно обвалить цены этих бумаг.
Однако общие усилия экспортеров, которые могут согласовать свои действия между собой, позволяют рассчитывать на плавный рост цен на нефть до $40 и даже до $50 в текущем году.
2 недели назад Россия подняла эту тему с Саудовской Аравией, Катаром и Венесуэлой: по итогам встречи Александра Новака с коллегами из этих государств было принято решение заморозить добычу на уровне 11 января 2016 года. Позже заморозить добычу пообещала также Нигерия. Еще не высказали свое мнение по этому поводу Норвегия, США и Мексика: с ними только предстоит поговорить.
При этом, по мнению Александра Новака, уже сейчас есть необходимое для консенсуса количество стран, несмотря на то что среди поддерживающих решение о заморозке нет Ирана. Он сейчас находится на самых низких уровнях своей добычи, поэтому вряд ли согласится заморозить объемы добычи именно сейчас, к этой стране нужно искать другой подход, считает Новак.
Но даже если исходить из объемов добычи нефти, то 73% этих объемов добывается странами-экспортерами, которые поддержали идею заморозки, и этого, как считает министр, вполне хватит для принятия общего решения, которое может на что-то повлиять. "В мире добывается примерно 95 млн баррелей в сутки, добывают не только страны-экспортеры, но и страны-импортеры, вот страны-экспортеры суммарно добывают примерно 55-56 млн баррелей в сутки. Если взять те страны, которые уже публично заявили о готовности присоединиться к такому подходу, их суммарная добыча в мире составляет примерно 40-42 млн баррелей в сутки, это почти 75% от объема добычи стран-экспортеров", — пояснил министр.
"В среднесрочной перспективе усилия добывающих стран должны позитивно сказаться на рынке нефти. Мы ожидаем плавного роста цен. В ближайшее время нефть марки Brent может подняться до $40 за баррель, — такой прогноз дает аналитик "Альпари" Анна Кокорева. — Дальнейшая динамика будет зависеть от того, как страны будут исполнять свои договоренности. Первая статистика по мировой добыче покажет, действительно ли участники соглашения готовы сдерживать добычу".