Петербургские отельеры и туристические компании в летнем сезоне надеются на возвращение в город путешественников из Европы, но туры и номера в отелях пока бронируют китайцы и иранцы. Кроме того, от поездок в Петербург могут отказаться и россияне.
Пока компании фиксируют рекордное падение выездного турпотока, сравнимое только с уровнем 1998 года, Петербург готовится к летнему сезону. За прошлый год город принял более 6,5 млн туристов, превысив показатели 2014 года. И традиционно пик спроса пришелся на летние месяцы. В этом году представители туристических компаний и отельеры также рассчитывают на не менее успешное лето, надеясь как минимум сохранить продажи на уровне 2015 года или даже увеличить их.
Но, как отмечают в Северо-Западном отделении РСТ, владельцы отелей не ожидают роста загрузки гостиниц более чем на 8-10%. Впрочем, здесь есть и исключения.
"Отель планирует увеличение загрузки в 2016 году на 15% по сравнению с прошлым годом. В основном за счет роста объемов в летний период. Основные рынки – Россия, Япония, Америка и ОАЭ", – делится оптимистичными прогнозами на грядущий летний сезон директор по продажам и маркетингу "Гранд Отеля Европа" Екатерина Андреева.
Конечно, увеличить продажи рассчитывают все, с оговоркой на то, что вернуться к уровню докризисных времен, по крайней мере по объемам бронирований со стороны европейских туристов, вряд ли удастся. Тем временем номера, которые всего несколько лет назад занимали европейцы, второй год подряд продолжают бронировать туристы из Китая. Наряду с ними интерес к поездкам в Петербург проявляют путешественники из Ирана и Латинской Америки. Кроме того, намечается еще несколько тенденций.
Читайте также:
Отели
Майские праздники привели в Петербург россиян
Все равно приедут
В прошлом году отельеры и туркомпании старались не упустить шанс заработать на китайских туристах, демонстрировавших беспрецедентный спрос на путешествия по России и чаще всего посещавших Петербург и Москву.Сейчас ситуация несколько изменилась. Конечно, отказываться от работы с китайским рынком никто не собирается. Но по сравнению с 2015 годом отельеры стали более сдержанны в желании угодить туристам из Поднебесной. Таблички и указатели в отелях многие перевели на китайский язык еще в прошлом году, но на этом решили и остановиться.
"Конечно, хорошо, когда в отеле есть брошюры на китайском языке (еще лучше, если их составили носители языка, а не российские студенты), хорошо, когда китайского туриста не селят в номер с цифрой "4", а в самом номере есть чайник. Но все остальное – это бред. Блюда китайской кухни – совершенно лишние в отеле, ведь они все равно будут сильно отличаться от оригинала", – объясняет Алексей Мусакин, директор филиала Российской гостиничной ассоциации.
Нанимать специалистов со знанием китайского языка отельеры также не спешат. Тем не менее вне зависимости от стараний игроков туристического рынка именно китайские туристы проявляют к Петербургу самый большой интерес. Вероятнее всего, китайский рынок продолжит расти в летний период текущего года. Самородская Марина, директор по туризму "Премьера тур", уже отмечает рост популярности Петербурга среди туристов из азиатских стран в этом сезоне.
Заместитель директора по коммуникациям и международным проектам Северо-Западного отделения Российского союза туристской индустрии Павел Румянцев поясняет, что на увеличение количества китайских туристов может повлиять и прямое авиасообщение с Шанхаем, которое планируется запустить уже в апреле. Однако к увеличению количества туристов из Азии готовы не все.
"Объем гостей из Китая остается стабильным, но увеличивать его отель не планирует, так как это может повлечь за собой снижение основных для отеля рынков, Европы и Америки", – рассказывает Екатерина Андреева.
Надежда на Европу
По мнению Павла Румянцева, туры в Петербург в летнем сезоне будут востребованы и у туристов из Ирана, кроме того, латиноамериканский рынок можно охарактеризовать как постоянно растущий. Но вот кого действительно ждут в Петербурге, так это туристов из Европы. Ведь последние, как правило, бронируют отели более высокой категории и чаще заказывают дополнительные услуги.
Генеральный менеджер Demetra Art Hotel Екатерина Носкова замечает, что ожиданий по возвращению европейского турпотока к докризисному уровню пока нет. По ее мнению, это может быть связано с политической ситуацией.
"К сожалению, Россия для европейских туристов, несмотря на низкие цены, – все-таки не приоритетное направление. К тому же не стоит недооценивать роль визовых формальностей. Если бы письмо о введении безвизового въезда нашло хоть какой-то отклик, это могло бы помочь. Надо понимать, что для западных туристов необходимость получения визы уже достаточно удивительна. А усложнение этой процедуры лишь усугубляет ситуацию", – говорит она.
Прощай, Россия
В прошлом году, в соответствии с результатами исследования Северо-Западного отделения РСТ, петербургские отели в основном загружались за счет российских туристов из регионов. От 60 до 75% номеров были забронированы именно россиянами. Но специалисты не уверены, что российские путешественники поедут в Петербург и в этом году.
"Есть оптимистичный прогноз, в соответствии с которым многие россияне из-за невозможности выехать за границу отправятся путешествовать по России. Но у меня есть сомнения в том, что они вообще куда-либо поедут. Все-таки потребность в путешествиях не является первоочередной", – объясняет Алексей Мусакин.
С ним согласен и Павел Румянцев: "Даже на то, чтобы ездить по России, у отечественных туристов не так много средств. А затраты на транспорт и питание сейчас даже в бюджетных турпакетах увеличились как минимум на 10%. К тому же те туристы, которые раньше ездили в Турцию, сейчас вряд ли отправятся именно в Петербург. Они или поедут на отечественные морские курорты, или просто останутся на даче", – говорит он.