Ассортимент российских продуктов на полках магазинов растет. Продуктовое эмбарго способствовало росту интереса торговых сетей к отечественным производителям. В свою очередь, это стало стимулом для развития производства и повышения качества продукции и сервиса поставок.
За 2015 год доля отечественных товаров в магазинах Петербурга выросла на 6-18% в зависимости от торговой сети, говорится в аналитических материалах Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга. Так, например, совокупная доля отечественных товаров в ассортименте торговых сетей, входящих в X5 Retail Group ("Перекресток", "Пятерочка" и "Карусель") превысила 90%, а по некоторым категориям продуктов достигла 100%.
Новые поставщики
Санкции на ввоз значительного перечня продуктов заставили сети и производителей активно налаживать диалог и расширять сотрудничество. Так, в Северо-Западном дивизионе X5 Retail Group, куда входят 11 регионов, включая Петербург и Ленинградскую область, ассортимент торговых сетей компании пополнился продукцией около 50 новых местных поставщиков. Общее количество поставщиков компании в настоящее время, как заявляет компания в официальном пресс-релизе, превышает 6 тыс.
Стремление сократить логистические издержки и сдержать рост цен на продукты — повод для торговых сетей работать с локальными поставщиками. Например, отмечается активность компаний из Петербурга, а также из Ленинградской, Вологодской и Ярославской областей, где с X5 начали сотрудничество производители хлеба, молока, колбасных изделий и замороженных продуктов.
"Наибольшее количество новых поставщиков в тех регионах, где мы начали активное развитие, например, в Архангельской и Мурманской области, — отмечает Ольга Волкова, заместитель директора Северо-Западного филиала по связям с органами госвласти и СМИ X5 Retail Group, — мы стремимся не только открывать новые современные универсамы, но и заботимся об ассортименте, который уже известен покупателям". Так, в Вологодской области ассортимент местной продукции расширен за счет популярной у вологжан молочной продукции и хлеба. Ленинградская область представлена теперь на полках торговой сети "Перекресток" в рамках стратегического проекта "Фермерский уголок".
Взаимная выгода
Поставщики также отмечают, что условия взаимодействия с крупными торговыми сетями стали более выгодными после введения санкций. "Эмбарго стало толчком, ушли импортные поставщики, у торговых сетей появилась потребность в местных производителях, — рассказывает руководитель отдела PR и рекламы ГК "Лосево" Валерия Иванова, — к нам обратилось большинство ретейлеров, обороты предприятия выросли, ресурсы завода используются на максимуме". На данный момент благодаря модернизации компания может увеличить объемы производства в 2,5 раза: с 20-25 т молока в день до 60 т.
По словам Валерии Ивановой, благодаря сотрудничеству с сетями предприятие совершенствуется, и не только с точки зрения производства: был оптимизирован документооборот, отрегулированы поставки.
Поймать рыбку
Показатели по импортозамещению отличаются в зависимости от товарной группы. Например, по твердым сырам доля российских брендов в супермаркетах "Перекресток" выросла в 3 раза и достигла 45%, в гипермаркетах "Карусель" практически удвоилась и превысила 60%, в 1,5 раза — до 71% — выросла доля твердых сыров российского производства и в магазинах "Пятерочка". Рост спроса стимулирует развитие производства. Так, в апреле ГК "Нева Милк" ("Невские сыры") запустила новую автоматизированную линию по нарезке и фасовке твердых сыров на своем заводе, в которую было инвестировано около 2 млн евро. Также, по словам президент ГК "Нева Милк" Альберта Суфиярова, планируется расширить производство в Вологодской области до 1 тыс. т продукции в месяц, вложив 200-250 млн рублей в течение одного-полутора лет.
По данным Минсельхоза, в 2015 году объем производства мяса птицы во всех категориях хозяйств России вырос на 7,7% по сравнению с показателями 2014 года. Как отмечают аналитики INFOLine, рост производства в птицеводстве связан в первую очередь с расширением действующих комплексов, более полным замещением мощностей, оптимизацией работы предприятий, а также появлением новых проектов.
Рост объемов закупок отмечен и у производителей отечественных овощей, продуктов мясопереработки, творога и молока. Однако эксперты отмечают, что по-прежнему существует потребность в увеличении поставок российских фруктов и овощей, рыбы, твердых сыров.
Помочь в расширении отечественного ассортимента российской рыбной продукции должны в том числе поправки к закону о рыболовстве, которые должны быть приняты в первом полугодии 2016 года. Они, в частности, предполагают господдержку строительства новых рыболовецких судов и рыбоперерабатывающих предприятий.
Ценные перемены
Импортозамещение играет важную роль и в формировании цен на продукты, поступающие в торговые сети. Так, в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга отмечают, что, несмотря на введение запрета на поставки плодоовощной продукции из Турции, увеличения цен в начале года не произошло. Рост цен сдерживается в том числе за счет увеличения предложения отечественных овощей и картофеля в результате хорошего урожая 2015 года.
Стоит также отметить, что часть производителей пищевой продукции хоть и позиционируют свою продукцию как российскую, но на самом деле производят ее из импортного сырья на импортном оборудовании, что не позволяет сдерживать цены. Так что импортозамещение должно охватывать сразу несколько отраслей — от сельского хозяйства до станкостроения, чтобы обеспечить полный цикл производства.
Для поддержки взаимодействия между ретейлерами и местными производителями комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка проводит биржи деловых контактов и закупочные сессии, где различные компании и представители торговых сетей встречаются напрямую. Причем участвуют в таких сессиях как местные компании, так и представители других регионов. Так, одной из последних была проведена биржа деловых контактов с производителями Псковской области.