В кризис хозяева не экономят на питании домашних любимцев, однако все–таки ищут альтернативу дорогим кормам. При этом в 2015 году в России на 7,1% выросло производство кормов, а импорт сократился на четверть.
По данным управления ветеринарии Петербурга, в городе числится около 300 тыс. собак и ориентировочно до 1 млн кошек. Даже в кризис владельцы питомцев не решаются экономить на кормах. Ежемесячно на питание четвероногих петербуржцы тратят от 2 тыс. до 6 тыс. рублей и больше, в зависимости от размеров и породы животного.
Согласно исследованию международной компании Euromonitor International, в денежном выражении рост продаж кормов для животных в РФ в 2015 году составил 117,9 млрд рублей (плюс 10,8% по сравнению с 2014 годом). В 2016 году Euromonitor International прогнозирует рост на 9,4%.
Делают больше корма
В Петербурге и ЛО производством кормов для кошек и собак занимаются ООО "РусКан Дистрибьюшн", ООО "Гатчинский ККЗ", ООО "ВЭЛКОРМ", ООО "Биосфера" и другие. Доля Северо–Западного федерального округа в производстве кормов в 2015 году составила 8,8% (8,5% в 2014 году). Такие данные приводит маркетинговая компания "Экспресс–Обзор". Ее специалисты отмечают, что в прошлом году производство кормов российскими фирмами увеличилось на 7,1%, с 2010 года — ежегодно в среднем на 9,5%. "При этом средняя стоимость производства в 2015 году сократилась на 6,3%, что говорит о снижении российскими производителями затрат и о вероятном переходе на более дешевые ингредиенты", — уточняют в компании.
"К сожалению, отечественные производители недотягивают по качеству кормов и могут производить продукцию только эконом– и премиум–класса", — считает Диана Истомина, руководитель интернет–зоомагазина CanadaZoo.
В том числе поэтому альтернативой заводским кормам все чаще становятся натуральные. Директор компании — производителя мяса для собак "Кодми" Дмитрий Кузнецов отмечает, что спрос на их натуральную продукцию постоянно растет.
Экономят неохотно
Вместе с тем из–за повысившихся на 15–20% цен на корма "суперпремиум" и "холистик" (корма, ингредиенты которых пригодны в пищу не только животным, но и людям. — Ред.) владельцы животных пытаются перевести их на рацион попроще, но за основу все равно берутся корма импортного производства, рассказывает Диана Истомина.
В отделе развития ГК "Золотая рыбка" — отечественного производителя зоотоваров под брендом "ДокторZOO" (мультивитаминные лакомства, антипаразитарные ошейники, шампуни, спреи и пр.) — говорят, что корма класса "холистик", которые редко вызывают аллергию, всегда стоили дороже, чем другие."Производители кормов постоянно улучшают формулу корма, снижая норму кормления животных, что, в свою очередь, уменьшает расходы на ежедневное питание", — подчеркивают в компании и уточняют: несмотря на то что с января цены на зоотовары в среднем выросли на 15%, владельцы собак и кошек от сухих кормов не отказываются.
С коллегами соглашается Дмитрий Тарасов, заместитель директора ООО "Зооэкспресс" по розничной сети: "Вопреки ожиданиям, общие показатели спроса остаются стабильными за счет притока новых клиентов: рекомендации заводчиков и ветеринарных врачей создают потребительский интерес к определенным маркам, в том числе достаточно дорогим".
В сети магазинов "Филя" также отмечают: "Наши клиенты привыкли покупать профессиональные корма для собак и кошек, поэтому мы не заметили изменения спроса в сторону более дешевых кормов".
Владелец ветеринарной клиники "Джек" Евгений Орлов объясняет тенденцию: "Перевод животного на более дешевый рацион грозит питомцу болезнями. Хозяева понимают, что лечение их любимца обойдется значительно дороже, поэтому даже в кризис они не рискуют покупать корма невысокого качества".
Тем не менее заводчики животных пытаются по возможности сократить расходы за счет отказа от других категорий товаров для своих питомцев.
Так, заведующая зоомагазинами "Дюша" Елена Горшкова отмечает: "До кризиса проще продавались игрушки и лакомства для четвероногих. Теперь клиенты стараются все же реже приобретать вещи, без которых можно обойтись: лежаки, переноски, клетки покупают либо с рук, либо в более дешевых магазинах. А вот спрос на еду более–менее стабилен даже в кризис".
При этом, говорит Елена Горшкова, все больше клиентов обращаются в интернет–магазины, наценки на товар в которых составляют в среднем 20%, тогда как розничные точки делают наценку до 40%.
"Сейчас идет жесткая конкурентная борьба, поэтому некоторые магазины демпингуют: имея в собственности помещение, они переманивают клиентов, устанавливая наценку на продукцию всего 10%", — говорит Елена Горшкова.
Интересно, что при сохранении спроса на иностранные корма для животных (импортеры — Франция, Германия, Нидерланды, Чехия и Италия) в России в 2015 году их поставки в натуральном выражении сократились на 1 / 4.
"В сумме на импорт из этих пяти стран приходится 61,8% всех ввезенных в Россию кормов", — отмечают в компании "Экспресс–Обзор".
“
Специфика торговли живым кормом (от крыс до тараканов и кузнечиков) делает его реализацию в зоомагазинах почти на 100% нерентабельной. Дело в том, что этот товар сложно, во–первых, вырастить. Во–вторых, владелец магазина должен сохранить товар живым, пока его не купят (а это особые условия содержания каждого вида при ограниченных возможностях магазина). Как правило, поэтому производством живого корма, как и продажей, занимаются частники–разводчики, ведь это требует больших знаний и опыта. Покупательский спрос на живые корма всегда относительно стабилен, так как заводчики экзотических животных привязаны к поставщикам кормов для них. В последние 20 лет люди активно заводят рептилий, но в силу климатических и таможенных сложностей, связанных с ввозом и легализацией таких животных, бума нет.
Алексей Хмыров
владелец магазина "Завр"
“
Продукция отечественного производства — сравнительно дешевая альтернатива импортным кормам. К сожалению, сегодня сложно судить о том, есть ли среди российских производителей достойные конкуренты иностранным компаниям по уровню качества продукта. Корма от наших заводов, которые присутствуют на рынке, — это главным образом товары экономкласса. В то же время зарубежные бренды предлагают покупателю выбор кормов более высокого качества. Обратная ситуация складывается на рынке аксессуаров для животных: продукция ряда отечественных компаний производится с использованием современных технологий и соответствует европейскому уровню качества при более доступных ценах. Поэтому они обладают большей потенциальной привлекательностью для покупателей, чем товары зарубежных брендов.
Дмитрий Тарасов
Замдиректора Ооо "Зооэкспресс" По Розничной Сети