Грандиозный скандал в Бразилии привел к импичменту президента Дилмы Руссефф — она отстранена от должности, пока временно, но, скорее всего, дело закончится отставкой. Эта длинная история из далекой страны может обнаружить больше аналогий с российской жизнью, чем кажется.
Сенат Бразилии поддержал инициативу Конгресса об отстранении Дилмы Руссефф от исполнения обязанностей президента. Через 3 месяца сенаторы решат, стоит ли отправить ее в отставку окончательно, но судя по тому, как настроены депутаты, импичмент состоится. В Сенате за ее отстранение проголосовали 55 из 81 человек, в Конгрессе — 367 из 513. Против в полном составе выступила только фракция родной для Дилмы Руссефф Рабочей партии. Рейтинг президента, по последним опросам, колеблется в районе 10%, на импичменте настаивают 60%.
Всего 3 года назад рейтинг популярности Дилмы Руссефф добрался до 79%, работу ее правительства одобряли более 60% бразильцев. На своих вторых выборах 2014 года она победила, правда, с небольшим перевесом — 51,6% против 48,3% у социал-демократа Аэсио Невеса. Но все-таки первая женщина-президент в Бразилии с опытом революции за плечами оставалась преемницей любимого народом популиста Игнасио Лулы да Силвы, покидавшего пост в 2010 году с рейтингом свыше 80%. Да Силва взял Дилму Руссефф в правительство министром энергетики в 2003 году, а затем она возглавляла президентскую администрацию. Судя по обнародованным телефонным переговорам, отношения между ними были дружескими до теплоты.
Это совершенно обычная практика. Когда сверхпопулярный президент, уходя, оставляет вместо себя преемника — такое сплошь и рядом случается. И где же его взять, как не в правительстве. Когда рейтинг отличается от реальных результатов на выборах, это тоже нормально — вот хотя бы Владимир Путин, на выборах набрал 63,6%, а рейтинг уж к 90% подбирается.
Нефтяное пятно на партийной репутации
Падение было стремительным. Последние обвинения Дилмы Руссефф касаются махинаций с распределением господрядов за взятки, но началось все с дела о коррупции в Petrobras — государственной бразильской нефтегазовой компании. Расследование началось в 2014 году. Сначала оно касалось отмывания денег, но затем один из подозреваемых, "черный дилер" Альберто Юсеф рассказал, что купил для экс-директора Petrobras Пауло Косты модный Land Rover Evoque. Оба вступили в сделку со следствием, и выяснилось, что картель из главных строительных компаний Бразилии в сговоре с руководством нефтяной компании создали коррупционные схемы: получали контракты за взятки. Говорят, Юсеф в самом начале сказал: "Если я начну говорить, страна развалится".
Около 3% с каждого контракта тайно отчислялось в фонды Рабочей партии, представители которой занимали руководящие посты и в государстве, и в Petrobras, и их партнеров по коалиции. На эти деньги, как подозревают следователи, проводилась избирательная кампания (в партиях это отрицают). Значительно обогатились и сами руководители Petrobras, скопившие на счетах в Швейцарии до $100 млн. Общий ущерб бюджету Бразилии оценивается в десятки миллиардов долларов, взяток было выплачено около $6,2 млрд.
После мере коррупционных расследований все больше бразильцев требовали отставки Дилмы Руссефф
Расследование постепенно охватывало все больше высокопоставленных чиновников и депутатов. Большинство из них принадлежали к правящей Рабочей партии. Всего арестованы 93 человека; под обвинения попали в том числе казначей РП, предшественник Дилмы Руссефф на посту главы администрации президента, экс-спикер Конгресса, экс-министр энергетики, бывший президент Бразилии в начале 1990-х и другие.
Дело в том, что сама Дилма Руссефф в 2003-2010 годах возглавляла совет директоров Petrobras параллельно с госслужбой. Это, кстати, тоже практика вполне распространенная — в конце концов, и в России, например, Дмитрий Медведев до того, как стать в 2008 году президентом, с 2000 года с небольшим перерывом был председателем совета директоров "Газпрома".
Уникальная ситуация
Бразильцы нам, конечно, друзья по БРИКС, а еще, хотя болгар нельзя назвать в полном смысле братским народом, отец Дилмы Руссефф — представитель болгарского народа, так что ее можно назвать племянницей нашего народа. Но ситуацию в Бразилии явно следует признать уникальной — ведь в других странах с похожим положением дел, как мы видим на примере России, никакой коррупции нет и быть не может, и правящие партии наполняют свои избирательные фонды абсолютно легально и без помощи госкомпаний.
Именно на годы председательства Дилмы Руссефф в Petrobras и пришлась львиная доля обнаруженных преступлений, говорят правоохранительные органы. Не пострадал пока и народный любимец Лула да Силва, уличенный в получении в подарок пентхауса от застройщика — как и его преемница, он представлял именно Рабочую партию. Его вызывали на допрос, пока не более того — но буквально на днях генпрокурор Бразилии Родриго Жано запросил у Верховного суда санкцию на расследование в отношении бывшего президента. Он считает, что именно да Силва играл ключевую роль в скандале Petrobras. В марте Руссефф попыталась спасти соратника и патрона от возможного преследования, назначив главой администрации, однако буквально за час до принесения присяги назначение остановил судья.
Сторонники "народной политики" защищают Дилму Руссефф, считая все происходящее кампанией по дискредитации Рабочей партии
Все это происходит на фоне стремительного падения экономики на протяжении последних 5 лет. Сырьевой бум окончен — в прошлом году ВВП Бразилии сократился на 3,8%, реал обесценился на 40%. Фондовые рынки падают, безработица растет, население беднеет, компании теряют доходы, а правительство вынуждено секвестировать бюджет. Госдолг увеличился до $1 трлн, корпоративные займы — почти до $290 млрд. Проблемы нарастали давно, но сейчас с экономическим кризисом переплелся и политический, удушая страну, и прогнозы неблагоприятны.
Дилме Руссефф предстоит ответить, по сути, за грехи своего предшественника. Именно при Луле да Силве начались все эти коррупционные схемы на высшем уровне, мимо которых он как президент все-таки вряд ли мог пройти. Руссефф — часть этих схем, но при да Силве расследование было явно невозможно; и главный удар она сейчас принимает на себя как действующий президент, а не как бывший министр энергетики, рядовой участник. И кстати, именно да Силва активно добивался и добился возвращения Petrobras под государственный контроль после приватизации в 1990-х.
Как выясняется, через несколько лет после ухода всенародно любимого президента события могут развернуться самым неожиданным образом, и преемника может настигнуть, казалось бы, прочно забытое прошлое.
Самое занятное, что и возможное поражение президента в 2014 году, не исключено, ничего бы не изменило — сенатор и лидер оппозиции Аэсио Невес, соперничавший с Дилмой Руссефф на президентских выборах и добивавшийся ее импичмента, сейчас обвиняется в коррупции. Генпрокуратура получила санкцию Верховного суда для начала расследования по поводу получения им взяток от энергетической компании.