АО "Звезда–энергетика" инвестирует более 150 млн рублей в производство дизельных и газовых электростанций из отечественных компонентов, чтобы сохранить нефтегазовых клиентов.
Петербургское АО "Звезда–энергетика" станет первым в России производителем дизельных и газовых электростанций из отечественных комплектующих.
Основных потребителей ее продукции, госкомпании нефтегазовой индустрии ("Газпром", "Газпром нефть", "Роснефть" и т. п.), из–за санкций правительство обязало покупать только отечественное оборудование. Вот петербургскому производителю и приходится все чаще заменять иностранных поставщиков на российских. Раньше комплектующие для агрегатов (сочетание двигателя и генератора) электростанций "Звезды–энергетики" поставляли известные во всем мире компании: финская Wartsila, германские MWM, MTU Friedrichshafen, американская Cummins. А теперь, в соответствии с новой политикой, производитель закупает двигатели от "Волжского дизеля им. Маминых", а генераторы — от курского "Электроагрегата". Компания уже провела первые испытания полностью отечественного дизельного агрегата мощностью в 630 кВт и начнет выпускать его летом этого года.
Из отечественных компонентов разрабатываются более мощный дизельный агрегат на 1 тыс. кВт и газопоршневой на 1,1 тыс. кВт.
Работаем на перспективу
Научно–исследовательские и опытно–конструкторские разработки частично финансирует Минпромторг РФ. В конце 2015 года министерство выделило "Звезде" на эти цели 70 млн рублей.
Еще 81 млн рублей из собственных средств компания направила на сооружение испытательных стендов и модернизацию мощностей, расположенных на территории Кировского завода. В итоге предприятие сможет выпускать 150 электростанций в год.
Серийное производство полностью отечественных электростанций компания планирует начать в I квартале 2017 года. Новой продукцией, по словам гендиректора "Звезды–энергетики" Алексея Андреева, интересуются в основном нефтегазовые компании.
Портфель заказов предприятия за 2015 год возрос с 11 млрд до 14,6 млрд рублей, а выручка увеличилась на 7%, превысив отметку 6 млрд рублей.
"У нас большую часть занимают длинные проекты, продолжительностью 2–3 года, что придает уверенность, так как портфель заказов сформирован до 2019 года", — оптимистичен Алексей Андреев. В работе находятся 15 проектов общей электрической мощностью 250 МВт.
В частности, компания создает энергетическую инфраструктуру порта Сабетта (ОАО "Ямал СПГ"), Юрубчено–Тахомского нефтяного месторождения (ПАО "Востсибнефтегаз", входит в "Роснефть").
Рано радоваться
Емкость российского рынка модульных, дизельных и газовых электростанций эксперты оценивают в 15–20 млрд рублей в год. Российские производители занимают 20% этого рынка, остальное приходится на импорт.
АО "Звезда–энергетика" считается крупнейшим игроком. С такой оценкой соглашаются петербургские конкуренты компании — ООО "НГ–Энерго", ГК "Альянс", а также "РЭП–Холдинг", управляющий Невским заводом.
По оценке начальника аналитического отдела инвесткомпании "ЛМС" Дмитрия Кумановского, доля рынка "Звезды–энергетики" не превышает 8%.
"В год в Российской Федерации открывается 5,2 тыс. новых скважин ежегодно — нефтяных и газовых. Для их энергообеспечения требуется 10,5 тыс. генераторов, а цикл замещения у них составляет 5 лет. Потребность рынка — 2 тыс. генераторов в год", — объясняет Дмитрий Кумановский.
"Благодаря девальвации у отечественных компаний появился шанс вернуть себе рынок — из–за обесценения рубля импортная продукция стала дороже отечественной. Конкурировать с иностранными производителями, у которых объемы выпуска продукции в сотни раз выше российских, раньше было невозможно. За 20 лет российские предприятия растеряли позиции", — говорит Алексей Андреев.
Не все разделяют его оптимизм. Представитель ГК "Альянс" неавторизованно сообщил, что тоже пробует импортозамещение.
"Поставщики электростанций просто сборщики. Мы скованы тем, что в России никто не делает качественных генераторов. А двигатели с советских пор не изменились. Качество их сборки оставляет желать лучшего. Если Минпромторг готово выделять деньги, то тут нужны не миллионы и даже не миллиарды, а десятки миллиардов на новый завод по производству двигателей. А с нынешними темпами у нас еще не скоро будут свои двигатели", — полагает эксперт.
“
Полное импортозамещение в строительстве контейнерных электростанций невозможно. Заменить импортные комплектующие на отечественные можно максимум на 30% от стоимости агрегата. Пока у нас не будет налажено производство двигателя, ничего не сдвинется. А у нас ничего нет для производства дизеля: в 1990–е годы загублено. На заводе имени Маминых в советское время сделали тепловозный двигатель и теперь на его базе пытаются что–то изобразить. Но этот дизель как был разработкой 1970–х годов, так ею и остался.
Роман Бузанов
Технический Директор Официального Дилера Морских, Индустриальных Дизельных Двигателей И Дизель–Генераторных Установок Mitsubishi Ооо "М–Моторс"
“
В вопросе импортозамещения главное — не спешить. Главная задача не столько экономия, сколько создание такого оборудования, которое другим сложно получить. Что касается снижения цены на такую продукцию, то поначалу стоимость отечественного продукта будет даже выше, потому что сейчас соотношение цена–качество наиболее приемлемо у иностранных производителей агрегатов. И потом — отечественным производителям нужно будет хорошо вложиться в новые мощности, найти новых поставщиков и так далее. Снижения цены придется ждать.
Станислав Митрахович
Ведущий Эксперт Фонда Национальной Энергетической Безопасности