Городской суд Петербурга оставил до 31 августа под арестом владельца лопнувшего банка "Фининвест" Валентина Ландграфа, обвиняемого в выводе из банка активов на общую сумму около 1 млрд рублей.
Городской суд Петербурга оставил под арестом Валентина Ландграфа, президента банка "Фининвест", обвиняемого по уголовному делу о выводе из кредитной организации активов более чем на 1 млрд рублей. Срок содержания под стражей продлен до 31 августа 2016 года, передает из зала суда супруга обвиняемого Наталья Ландграф. Адвокат Ландграфа заявила в суде о допущенных фальсификациях по делу, о несоблюдении законной процедуры предъявления обвинения, о неэффективном расследовании, о том, что следственные органы препятствуют ей и ее подзащитному в организации ознакомления с материалами дела.
По версии следствия, в июле 2013 года "Фининвест" выдал необеспеченный кредит по подложным документам на сумму 487 млн рублей, который фирма-заемщик не вернула. А в октябре 2013 года банк заключил с другой фирмой договор купли-продажи 156 тыс. облигаций Минфина России общей стоимостью более 162 млн рублей. Бумаги со счета банка были списаны, а вот деньги за них так и не поступили. Наконец, в июле 2014 года, за считанные дни до отзыва у банка лицензии, он продал физлицу здание в Петербурге. При этом перед оформлением передачи прав собственности на объект покупателю, по версии следствия, "было сымитировано внесение денег в кассу банка в размере 307 млн рублей".
"В суде мой муж прямо заявил, что он номинал, у него была раньше другая работа, не связанная с банковской деятельностью. И в его обязанности как председателя совета директоров банка не входила проверка подлинности документов. Ему их приносили пачками, и он их подписывал, — говорит Наталья Ландграф. — Я уже год живу без мужа, работаю с утра до вечера, чтобы прокормить своих двоих детей, но суд это мало волнует".
Банк "Фининвест" (ранее назывался Мокроус-Банк, "Оберег", "Поволжье-Инвест") был основан в 1990 году в Саратове. В 2011 году головной офис переехал в Москву, в 2013 году — в Петербург, где были сосредоточены основные бизнес-интересы его бенефициаров, братьев Максима и Руслана Ванчуговых, владельцев девелоперской группы "Город". В 2013 году Максим Ванчугов передал 100% долей банка Валентину Ландграфу и официально вышел из этого бизнеса, хотя и сохранил банк как операционный для "Города" и как место хранения личных денег. Как говорит теперь сторона защиты Ландграфа, банк он не покупал, так как просто не имел для этого денег.
Валентин Ландграф и бывшая предправления банка "Фининвест" Наталия Громова были задержаны 1 июня 2015 года сотрудниками ГСУ при ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти в сопровождении оперативников из управления по экономической безопасности и борьбе с коррупцией главка. Их задержанию предшествовали обыски в семи офисах банка и его контрагентов, а также в домах и квартирах топ-менеджеров кредитной организации. Предусмотренный Уголовно-процессуальным кодексом срок расследования уголовного дела — 1 год — истекает завтра, и районные суды, которые 5 раз продлевали срок содержания бизнесмена под стражей, уже не полномочны продлевать арест. Теперь этот вопрос находится в ведении Городского суда Петербурга.
В мае 2016 года Василеостровский районный суд приговорил Наталию Громову к 3,5 года условно. "В то время как Громова получила приговор и иск на 1,7 млрд рублей, а Ландграфу фабрикуются обвинения, хотя оба они номиналы, реальные организаторы всех этих махинаций остаются не привлеченными, а выведенные средства дольщиков и пострадавших граждан — ненайденными", — заявила адвокат Ландграфа.
В июле 2015 года ЦБ отозвал лицензию у "Фининвеста" из-за ложных данных в отчетности. ЦБ отмечал, что также банк проводил высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денег на низкокачественные активы. Акционером банка на момент отзыва лицензии был Валентин Ландграф (100%). Активы банка на момент отзыва лицензии составляли 19,5 млрд рублей, из них 18 млрд — кредиты. В августе банк признали банкротом. По данным АСВ, около 25 тыс. человек получили право на возмещение вкладов на общую сумму 10,7 млрд рублей, из них 15,8 тыс. петербуржцев, которым банк остался должен 6,7 млрд рублей.
АСВ, которое исполняет функции конкурсного управляющего во всех ликвидируемых банках, стало выявлять и оспаривать в суде все сомнительные сделки, совершенные кредитной организацией перед отзывом лицензии. Первым делом было оспорено отчуждение нежилого здания площадью 2,6 тыс. м2 на ул. Нахимова, 18Е, на Васильевском острове, которое в начале 2014 года купил Андрей Лопатин. Сейчас идет экспертиза, здание арестовано. Затем управляющий оспорил еще две сделки: как выяснилось, за 3 дня до отзыва лицензии, 4 июля 2014 года, Руслан Ванчугов и Валентин Ландграф сняли со своих счетов в банке 60 млн и 45 млн рублей наличными. Эти сделки суд признал недействительными летом 2015 года, бизнесмены подали апелляции, но в октябре 13-й арбитражный апелляционный суд решения подтвердил.
Между тем Арбитражный суд СПб и ЛО начал пересмотр дела о взыскании с Ландграфа 45 млн по вновь открывшимся обстоятельствам: по словам Натальи Ландграф, в рамках расследования уголовного дела кассир банка, выступающая свидетелем, сообщила, что никаких денег обвиняемый из кассы на самом деле не получал.
Наконец, АСВ добралось до трудовых договоров и обнаружило, что буквально за неделю до отзыва лицензии, 1 июля 2014 года, Валентин Ландграф поднял вдвое зарплаты всем топ-менеджерам банка. В связи с этим АСВ вынуждена была совершить дополнительные выплаты при увольнении этих сотрудников, которые составили более 10 млн рублей. АСВ оспорило эти соглашения, заявив в суде, что это злоупотребление правом. На этом основании суд решил взыскать со всех этих топ-менеджеров излишне выплаченные им суммы (от 150 тыс. до 600 тыс. рублей), но при этом отказал во взыскании премий и прочих выплат, предусмотренных изначально трудовыми договорами.