Петербургская сеть магазинов "Лукошко" будет открывать в своих торговых залах аптечные пункты, оценив успех федеральных игроков в этой нише. Пока открытие аптечных отделов — единственная возможность магазинов продавать лекарства своим покупателям.
Петербургская сеть магазинов "Лукошко" будет открывать в своих торговых залах аптечные пункты. Вслед за несколькими федеральными игроками петербургский ретейлер тоже решил предложить своим покупателям приобрести лекарства заодно с продуктовыми наборами. Аптечный отдел в торговом зале магазина займет 20-30 м2, инвестиции в открытие такого пункта в компании оценили в несколько сотен тысяч рублей. Продавать в "Лукошке" будут ненаркотические и нерецептурные лекарственные препараты, которые не потребуют особых условий хранения, рассказал Дмитрий Попов, заместитель генерального директора сети "Лукошко". Всего ассортимент пункта будет насчитывать 3,5 тыс. SKU, аптечный проект относят к низкому ценовому сегменту.
Первый аптечный пункт откроется в июле в магазине "Лукошко" в Кронштадте. Сейчас компания ищет фармацевта-провизора. По результатам работы пилотной аптеки руководители "Лукошка" будут обсуждать дальнейшую судьбу своего аптечного детища. В перспективе в каждом из девяти магазинов "Лукошко" может появиться аптечный пункт.
Если "Лукошко" будет заниматься развитием фармбизнеса самостоятельно, сети потребуются опытные специалисты, которые стоят на рынке труда недешево, к тому же сети из девяти магазинов будет непросто договориться с поставщиками лекарственных препаратов о привлекательных условиях, прогнозирует Николай Беспалов, директор по развитию "АРЭНСИ Фарма".
"Всё это в конечном счете будет выражаться в конкурентоспособности аптек на рынке, интересным будет вариант не заниматься развитием розницы самостоятельно, а договориться о предоставлении площадей профильному игроку, да, привлекательность такого бизнеса ниже, но соотношение затрат и возможности получения прибыли выглядит весьма привлекательно", — говорит эксперт.
Открытие аптек в прикассовых зонах магазинов и в торговых залах давно стало популярным трендом в петербургской рознице. В "Пятерочках" работают аптечные пункты "Норма" и "ЛенОблФарм", "Планета Здоровья" открывается в магазинах сети Metro, о расширении аптечной сети недавно заявил и холдинг "Продовольственная биржа". Компания планирует до конца года открыть около 10 аптек "Клевер" в своих магазинах "Полушка" и расширять сеть аптек "Всенародная" в магазинах "Всенародный". Аптеки работают и в магазинах детских товаров, на этом поприще отметились "Здоровый малыш", "Дети" и "Вотоня".
Пока ретейлеры могут реализовать свои желания по торговле лекарствами только в такой форме. Проект, разрешающий продажу лекарств в супермаркетах, обсуждается с 2012 года. Минпромторг настаивал на том, чтобы все безрецептурные лекарства свободно продавались в магазинах и предлагал разрешить сетям торговать жаропонижающими, противопростудными, желудочно-кишечными препаратами, средствами наружного применения и витаминами.
Частично и неохотно согласившись с этой идеей, Минздрав разрешил продавать в продовольственных сетях медикаменты, а точнее их сильно укороченный список — назальные спреи, противовирусные мази, пластыри, антисептики для горла, активированный уголь и препараты на основе морской воды. Минздрав объяснял свое решение тем, что лекарства и без отдельных корректировок в законе неплохо продаются во многих крупных универсамах, но не на магазинных полках, а в отдельных аптечных киосках. К тому же ведомство опасается, что магазины не смогут обеспечить качество медикаментов.
Среди очевидных плюсов торговли лекарствами на полках магазинов — низкая цена для покупателя, но она может сильно ударить по профильным аптекам, которым будет тяжело конкурировать с продуктовыми гигантами. Представители аптек опасались, что если ретейлеры получат часть аптечного ассортимента, то и без того низкая рентабельность аптек снизится, говорил ранее гендиректор аптечной группы А5 Андрей Гусев.
Аптечный ретейл, в отличии от других отраслей экономики, развивается довольно стабильно. По данным RNC Pharma, объем петербургского рынка лекарств по итогам 2015 года составил 34,7 млрд рублей. Рост рынка в денежном выражении составил 15-17%. Этот рынок по-своему, уникальный, здесь очень велик уровень конкуренции, даже по сравнению с Москвой — в Петербурге в 2015 году работали 54 аптечных сети, суммарно они контролируют порядка 95% всего розничного рынка лекарственных препаратов в городе, говорит Николай Беспалов.