Популярность Pokemon Go уже заставила власти Москвы придумать свое приложение дополненной реальности. И это только начало, вскоре данная технология станет обычным делом, а "ДП" рассказывает, где ее уже применяют и где применят в ближайшее время.
Правительство Москвы предложило свою альтернативу Pokemon Go – игру, в процессе которой на столичных улицах нужно искать не Пикачу и Слоупока, а Ивана Грозного, Наполеона Бонапарта или Виктора Цоя. Поймав того или иного исторического персонажа, можно будет даже сделать с ним селфи. Потенциальная непопулярность анонсированного приложения и тот факт, что программа, позволяющая при помощи той же дополненной реальности уничтожать самые уродливые скульптуры "Московской весны", могла вызвать куда больший интерес, здесь не главное. Важно другое – то, что Pokemon Go помог вызвать массовый интерес к технологии. Но тренд на использование компаниями покемонов в собственных маркетинговых акциях уже начинает сменять другое веяние – разработка собственных приложений на основе технологии дополненной реальности.
До недавнего времени технология дополненной реальности шла в ногу с виртуальной реальностью. И о той, и о другой говорили очень много и обеим предрекали большое будущее. Но внезапная бешеная популярность Pokemon Go быстро сделала дополненную реальность лидером гонки. Ведь как работает эта технология, благодаря игре понял едва ли не каждый владелец смартфона. Да и владельцы бизнеса уже убедились в том, что технология дополненной реальности – золотая жила.
Протестировать же шлемы виртуальной реальности пока могли только специалисты сферы высоких технологий и завсегдатаи специализированных выставок. Есть и еще один фактор, откидывающий виртуальную реальность назад в этой гонке, – необходимость наличия специальных приспособлений, цену которых пока трудно назвать доступной. Например, шлем Oculus Rift обойдется в $600, а очки виртуальной реальности Vive, выпускаемые компанией HTC (настолько громоздкие, что их тоже впору называть шлемом), – еще дороже, почти в $800. Тем временем для того, чтобы воспользоваться дополненной реальностью, достаточно смартфона, а они в высокоразвитых странах есть фактически у каждого.
Американские специалисты уже предположили, что к 2030 году объем рынка дополненной реальности в 3 раза превысит объем рынка виртуальной реальности.
Никак не наиграются
Технология дополненной реальности достаточно давно используется в играх. Взять хотя бы выпущенную в 2012 году той же Niantic Labs игру Ingress, где игроки, также передвигаясь по городу, должны захватывать порталы. Существует немало похожих приложений, где необходимо выживать во время зомби-апокалипсиса или спасать мир, обнаруживая определенные предметы. Буквально на днях Nissan выпустил мобильное приложение, которое позволяет наложить грим болельщика на фото реального человека. Ранее технологию применили и разработчики приложения Snapchat: заполонившие Instagram пару месяцев назад изображения людей, которых тошнит радугой, а также примеривших на себя собачьи морды – тоже вариант использования дополненной реальности, пусть и не самый осмысленный.
В дороге и дома
До настоящего времени компании, не имеющие отношения к игровому бизнесу, очевидно не до конца понимая перспективы развития дополненной реальности, с опаской использовали эту технологию. Тем не менее за последние 5 лет дополненная реальность уже успела проникнуть в самые разные сферы бизнеса. Например, производитель красок Dulux не так давно запустил приложение, позволяющее с помощью камеры мобильного устройства наложить тот или иной цвет на стены комнаты, где необходим ремонт. Мебельный гигант IKEA еще в 2013 году запустил приложение, позволяющее встраивать объекты из нового каталога в интерьер квартиры. Правда, пользователи AppStore программу не оценили и назвали ее полным провалом. Они жаловались, что приложение долго грузится и в итоге зачастую отказывается работать.
Технологией дополненной реальности уже не удивить и продвинутых путешественников. Она активно используется в рассчитанных на туристов приложениях. Например, браузер дополненной реальности Wikitude помогает получить подробную информацию о достопримечательностях. Если навести камеру на объект, на экране появится информация о нем. Похожим образом действует и программа Yelp Monocle, она показывает ближайшие заведения и отображает рейтинг мест в соответствии с отзывами пользователей. Все это можно увидеть, если просто навести объектив камеры на одну из улиц города. Metro AR Pro покажет тем, кто оказался в незнакомом городе, где находятся ближайшие станции метро. Правда, навигатор по местной подземке пока работает только в США и нескольких европейских городах.
Внутри ресторанов и баров, найденных с помощью приложения, тоже легко столкнуться с дополненной реальностью. Starbucks опробовал технологию еще в 2011 году, когда с ее помощью продвигал выпущенные к Рождеству напитки: при наведении камеры на стакан рядом с напитком появлялись различные анимированные персонажи. А совсем скоро эту технологию планируют внедрить и в петербургском ресторане "Ферма Бенуа": посетитель, наведя камеру на то или иное блюдо, сможет узнать его калорийность и состав.
Операция с планшетом
Дополненной реальности пророчат большое будущие и в медицинской сфере. На данный момент технологию уже использовали в создании гаджета Accuvein, помогающего докторам и медсестрам не ошибиться при внутривенном введении препарата. Прибор сканирует тело человека и обнаруживает сосуды, а потом проецирует их изображения на определенный участок кожи. Кроме того, дополненная реальность уже используется и при проведении микроинвазивных операций, в процессе которых врач не видит органов пациента. Так, на планшете совмещается изображение закрытого оперируемого участка и картинки, полученной с помощью рентгена или УЗИ.
В дальнейшем, уверены специалисты, дополненная реальность будет широко использоваться в процессе обучения будущих докторов и еще больше будет задействована в проведении операций. Также технология, вероятно, поможет пациентам вести рекомендованный врачом образ жизни, например соблюдать диету. Такую помощь можно будет обеспечить за счет программ, сканирующих продукты и отображающих важную для пациента информацию, например содержание сахара (для страдающих диабетом) или компонентов, способных вызвать аллергическую реакцию.
Но и это не все. У дополненной реальности есть шансы существенно изменить и процесс повседневного общения. В начале этого года в Microsoft заявили о создании программы Room2Room, которая будет проецировать изображение собеседника на реальные объекты. Будущий инновационный мессенджер уже назвали "убийцей Skype".