Появление псевдотеррористов, захватывающих банки и самолеты при помощи муляжей бомб, в мире, где каждый шорох принимают за реальную террористическую угрозу, вполне логично. Только последствия таких захватов часто сравнимы с исходом реальных атак.
В среду, 24 августа, 55-летний предприниматель Арам Петросян захватил заложников в отделении Ситибанка Большой Никитской улице в Москве и угрожал привести в действие закрепленную у него на теле бомбу. Эта история могла бы закончиться очень печально… Хотя нет, не могла бы.
Псевдозахватчик изначально никого убивать не планировал, да и вряд ли при помощи муляжа бомбы ему бы это удалось. Просто бизнесмен, чья компания по производству пакетов первой помощи разорилась, пытался привлечь внимание к проблемам банкротства в России. Даже сами заложники разглядели в захватчике не хладнокровного террориста, а "отчаявшегося человека".
Похожим образом описывали и другого псевдопреступника, в марте захватившего самолет Egypt Air. Он также угрожал взорвать на себе бомбу, если его требования не будут выполнены, а требовал он немедленно лететь в сторону Кипра. Ближе к финалу истории происходящее все больше начало напоминать комедию: с захватчиком фотографировались пассажиры, а сам он выкидывал из окна самолета любовное письмо, адресованное бывшей супруге. Ну и конечно, никакой бомбы на самом деле не было — за нее псевдотеррорист выдал поделку, собранную из чехлов для мобильных телефонов.
А в 2007 году на борту самолета Botswana air, следовавшего в ЮАР, приключилась более курьезная история — житель Камеруна, опять же угрожая взорвать самолет, требовал немедленно пропустить его в кабину пилота. Сразу после посадки самолета в аэропорту Йоханнесбурга горе-злоумышленника арестовали. Как выяснилось, единственное, чем он был вооружен, — блеск для губ и ингалятор. Очевидно, именно эти предметы он и пытался выдать за взрывное устройство. Чего именно хотел житель Камеруна, так никто и не понял, но в качестве одной из версий высказывалось предположение, что мужчина надеялся получить политическое убежище в ЮАР.
Неудивительно, что в последнее время псевдотеррористов становится все больше. В мире, где проблема террора стоит настолько остро, что любой шорох начинают путать с атакой вооруженных группировок, само слово "терроризм" становится весьма удобным способом привлечения внимания к той или иной проблеме. В конце концов, желающего эмигрировать гражданина или предпринимателя с трудностями никто и не заметит, а вот на террориста незамедлительно обратят внимание, даже если последний в итоге окажется ненастоящим.
Отличие псевдотеррористов от реальных лишь в том, что в случае с первыми все, как правило, обходится без жертв. Правда, и здесь есть свои исключения. Например в мае при попытке захватить отделение Московского Кредитного банка в Измайлово был убит сам псевдотеррорист, угрожавший взорвать бомбу, в случае если ему не выплатят 13 тыс. евро и еще около 5 млн рублей. После того как бойцы СОБРа осуществили захват, в результате которого погиб захватчик, выяснилось, что бомба была муляжом.
Бомба за плохую работу
Далеко не всегда псевдотеррористы привлекают столь отчаянными методами внимание к собственным проблемам. Не раз ненастоящие злоумышленники обращали внимание властей и общественности на проблемы в системе безопасности той или иной структуры, мешающие бороться с настоящим терроризмом. Так, в июле этого года израильский журналист Давид Сулейман рассказал историю о том, как, использовав поддельные документы, он без проблем получил работу в аэропорту Бен Гурион в Тель-Авиве. Устроившись уборщиком, репортер смог пронести на борт нескольких самолетов муляжи бомб, кроме того, он рассказал, что его спокойно пускали даже в те зоны аэропорта, где ему как сотруднику запрещено было появляться.
После того как результаты эксперимента были преданы огласке, работу аэропорта раскритиковал глава Ассоциации безопасности Израиля Пини Шиф и обвинил в халатности компанию-подрядчика, обеспечивающую деятельность аэропорта. А на самого Сулеймана подало жалобу Управление аэропортов Израиля из-за того, что журналист воспользовался поддельными документами. А в 2013 году в аэропорту Ньюарка похожий эксперимент провел сотрудник Управления транспортной безопасности США. Переодевшись в штатское, он без труда пронес на борт самолета муляж бомбы — металлодетектор не среагировал на устройство, а сотрудники аэропорта не смогли обнаружить его при досмотре. Эксперимент в очередной раз обратил внимание на несовершенство и без того уже не раз подвергавшейся критике системы обеспечения безопасности в аэропорту Ньюарка.
Террористы поневоле
Впрочем, иногда среди ненастоящих террористов и вовсе оказываются те, кто не собирался привлекать к себе внимание. В сентябре 2015 года громкий резонанс получил инцидент с 14-летним американским школьником Ахмедом Мохамедом, решившим показать своей учительнице самодельные часы. Принесенное в школу устройство в учебном заведении приняли за бомбу, Ахмеда Мохамеда отстранили от занятий, а заодно вызвали полицию. Позже все поняли, что в чемодане не бомба, а обычные часы. Школьника отпустили из отделения полиции и снова допустили до занятий.
Жертву чужой мнительности поддержали буквально все: от Марка Цукерберга до американского президента Барака Обамы. Последний даже пригласил юного изобретателя в Белый дом. В общем, из никому не известного учащегося Ахмед Мохамед быстро превратился в настоящую знаменитость.
А вот история ученого из Бельгии оказалась не столь резонансной. В июле внимание брюссельской полиции привлек молодой человек, из-под плаща которого торчали провода. Бдительные правоохранители вызвали саперов и несколько отрядов полиции, оцепили район и эвакуировали людей с четырех соседних улиц. Но вести переговоры с захватчиком и деактивировать взрывное устройство так и не пришлось — "террористом" оказался студент-физик, изучающий распространение волн и радиацию.
Есть и куда более печальные примеры, когда ошибку удавалось осознать, когда было уже поздно. В мае 2015 года полицейские на вокзале израильского города Беер-Шева приняли за террориста мигранта из Эритреи. Сотрудники полиции ранили его ножом, а разъяренная толпа насмерть избила мужчину.