Купленный у Danone молочный завод под Кингисеппом Василеостровская пивоварня переоборудует в пивоваренный. Продажи пива, сваренного по оригинальным рецептурам, растут, и пивоварам потребовались новые мощности.
Николай Митчин, совладелец и один из основателей Василеостровской пивоварни, рассказал "ДП", что в Кингисеппском районе Ленобласти компания выкупила площадку Кингисеппского молочного комбината у Danone и создает на ней производство бутилированного и кегового пива объемом 1,2 млн дал в год. В свое время Danone приобрел этот актив у концерна "Детскосельский" и планировал модернизировать, но кризис помешал реализовать планы.
Объем инвестиций не раскрывается. По оценкам Вадима Дробиза, гендиректора ЦИФФРА, он может составлять до 250 млн рублей, включая покупку площадки. Как говорит Николай Митчин, завод планируется запустить весной 2017 года. Объем производства составит 1,2 млн дал в год. "Рынок пива массового спроса падает, но продажи пива, сваренного по оригинальным рецептурам, демонстрируют рост. Площадка пивоварни на Курляндской ул. производит как наше классическое разливное пиво, так и оригинальное. В Кингисепп мы планируем перенести производство классических сортов в кегах, а также начнем разливать их в бутылки, что позволит расширить рынок сбыта", — отмечает Николай Митчин.
Сегодня мощности Василеостровской пивоварни составляют около 1,1 млн дал в год (6,1% общего рынка пива города), из них на пиво, сваренное по оригинальным рецептурам, приходится 0,4 млн дал, на классическое — 0,7 млн дал. После переноса основного производства в Кингисепп на Курляндской ул. будут варить только крафтовое пиво, увеличив объемы его производства вдвое.
Общая мощность площадок Василеостровской пивоварни составит около 2 млн дал в год. Для сравнения: мощности Heineken — около 6–7 млн дал, "Балтики" — около 20 млн дал, оценивает Вадим Дробиз. Таким образом, хотя и с большим отрывом, Василеостровская пивоварня станет третьим по величине производителем пива в городе. Новое предприятие позволит Василеостровской пивоварне увеличить долю рынка вдвое, до 12%.
Сейчас 30% продукции поставляется в сети, 70% реализуется в сегменте HoReCa. Увеличив объемы производства, Василеостровская пивоварня планирует нарастить объемы поставок в регионы. Николай Митчин является совладельцем и сооснователем Василеостровской пивоварни, совладельцем ресторанной группы Beer Family Project (гастропаб "Иван да Марья", немецкие кнайпе Jager Haus, бельгийские брассерии Kriek и чешские господы Karlovy pivovary). Эти проекты он развивает вместе с разными партнерами, один из которых, по СПАРК, — австрийский ""СтПБ Холдингз ГмбХ". Ранее совладельцами Василеостровской пивоварни были Алексей Араштаев и Алексей Ильинский. Участники рынка не исключают, что они до сих пор являются партнерами Николая Митчина, но сам он это не подтверждает. Оборот Василеостровской пивоварни, по СПАРК, составил 424 млн рублей в 2015 году.
Толкаются локтями
За последние годы в России закрылось 12 крупных пивоваренных заводов. В 2015 году в Петербурге всего было продано 17,9 млн дал пива. В 2015 году на 17% сократился объем продаж "Балтики", на 9% — Heineken. А вот рынок пива, сваренного по оригинальным авторским рецептурам, за год вырос на 35%, достигнув 700 млн рублей в Петербурге (это 4,2 млн дал, оценивают эксперты), и продолжает набирать обороты: по прогнозам, он вырастет по итогам 2016 года еще на 20%. Если в целом по стране доля такого пива составляет 1% общего объема потребления, то в Петербурге этот показатель выше — около 2,5%. Никита Филиппов, соучредитель пивоварни AF Brew, отмечает, что спрос на крафтовое пиво растет, а бутилированная продукция реализуется гораздо лучше, чем разливная.
"Рынок крафтового пива одновременно укрупнился и уплотнился, участники наращивают мощности, и новичкам будет уже очень сложно — конкуренция в ближайшие годы станет довольно острой, уже локтями пихаемся", — говорит Никита Филиппов.
Сыр к пиву
Еще один проект Николая Митчина — сыроварня. Под нее была арендована площадка 250 м2 на ул. Некрасова. Там с мая 2016 года под брендом Gerberg производятся премиальные виды сыров — бри и камамбер, а также твердые и полутвердые сыры по собственным рецептам. Мощность составляет 100 кг в сутки (36 т в год). Продукция под брендом Gerberg уже продается в сетях "Глобус Гурме", "Лэнд", "Фруктовая лавка", в ресторанах группы Beer family project. Инвестиции составили 10 млн рублей. "Идея делать хороший сыр возникла, когда мы начали открывать бельгийские брассерии Kriek. В Бельгии мы видели, что многие пивоварни имеют свое сыроваренное производство и подают продукты как гастрономические пары", — отмечает Николай Митчин.
Также в 2014 году Николай Митчин с партнерам запустил производство пива в Пскове — Пивоварня купца Лапина мощностью 90 тыс. дал год. "Это единственный пивзавод в Пскове, который варит пиво в промышленных масштабах", — рассказывает Николай Митчин. Объем инвестиций составил 25 млн рублей.
Выход Василеостровской пивоварни на сырный рынок участники рынка называют логичным шагом. "Думаю, что все пивовары придут к тому, чтобы развивать новые производства, которые дополняют основной бизнес", — говорит Николай Валиотти, сооснователь пивоварни Paradox Brewery.