Иностранные сети по продаже одежды перестали массово покидать российский рынок, но говорить о возобновлении его роста рано. Оставшиеся игроки затянули пояса и приготовились к долгой стагнации.
По прогнозу Fashion Consulting Group, объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в России в 2016 году сократится на 1% в рублях. "Рынок вернулся к объему 2011 года в рублевом эквиваленте и 2004 года в долларовом", — говорит коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян (см. "Динамика fashion–рынка..."). По ее данным, за последние 2 года изменилась и структура fashion–рынка: продажи в низком ценовом сегменте выросли с 51 до 65% за счет среднего, который сократился с 39 до 25%.
Однако не все так пессимистично, отмечают эксперты. В 2016 году практически не было сообщений о закрытии сетей в отличие от 2014–2015 годов. Более того, в этом году на рынок Москвы и Петербурга вышло 25 новых международных брендов.
Средний класс снял последнюю рубашку
Самый ощутимый удар пришелся на средний и средний плюс ценовые сегменты. Покупатели со средним доходом и выше стремятся сохранять прежний набор брендов в своем гардеробе, но при этом сократили расходы на 25–40%, подсчитали специалисты Fashion Consulting Group.
"Для розничного рынка это значит, что сокращается количество покупок в штуках и доля продаж вещей по регулярным ценам, а растет доля покупок в периоды скидок и распродаж", — говорит Ануш Гаспарян, отмечая, что растет популярность аутлетов, стоковых магазинов, комиссионной торговли. "Растет интерес потребителей к дисконт–центрам, акциям и скидкам", — подтверждают эту тенденцию в ГК "Буду мамой".
"Статистика показывает реальное падение доходов россиян, поэтому люди экономят и реже покупают вещи", — говорят в петербургской компании "Мэлон фэшн груп" (befree, Love Republic, Zarina).
В компании "РозТех", в которую входят бренды женского белья "Дикая Орхидея", "Бюстье", "Dефи*ле", "Гранд Дефиле", отмечают, что лучше всего себя чувствует масс–маркет. Сегмент масс–маркет вырос в выручке на четверть по отношению к 2015 году, средний сегмент остался на уровне 2015 года, а люкс просел на 15%, приводят данные в пресс–службе сети.
В условиях, когда ТРК не хватает арендаторов, оставшиеся ретейлеры стремятся арендовать помещения большей площади, договариваясь с собственниками о привлекательных коммерческих условиях (процент от товарооборота без фиксированной ставки, выполнение отделки арендодателями и т. д.). Так, свои площади уже увеличили H&M, бренды группы Inditex, а также ряд федеральных марок — befree, Familia, Gloria Jeans.
Стратегию релокации магазинов успешно использует "Мэлон фэшн груп", которая, несмотря на кризис, в 2015 году получила прибыль 1,2 млрд рублей.
Соседи оживились
В первом полугодии 2016 года в России открыли магазины 25 новых международных брендов, это практически в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2015 года (14 брендов). Из этих брендов 52% приходится на одежду и обувь.
До конца года также запланированы новые открытия, и это означает, что Россия вновь становится привлекательным направлением для экспансии международных брендов.
Правда, столица кажется им более перспективным местом для развития: из 25 новых международных брендов 22 открыли магазины в Москве и только два в Петербурге. Это магазины одежды — Veta и JilSanderNavy.
По стране происхождения лидируют ретейлеры из Италии, доля которых составляет 18%. Также немало операторов из Франции, Великобритании и США (по 14%).
Интересно, что впервые наблюдается активизация брендов из стран бывшего СССР. На столичный рынок в последнее время вышли сеть женской одежды Burvin из Белоруссии, концептуальный бутик мужской моды Ferutdin Zakirov из Узбекистана.
Хуже уже не будет, зато может быть лучше
Положение продавцов одежды стабилизировалось, пусть и не на самом хорошем уровне, ведь большинство сетей уже провели оптимизацию.
Эксперты констатируют, что международные сети перестали уходить с российского рынка и с 1 июля 2015 года, по данным исследования "Магазин магазинов", произошло всего пять закрытий, из них четыре пришлось на второе полугодие 2015 года: Rockport, Lindex, Pretzelmaker, Mango Touch. С начала 2016 года рынок покинула только Magnolia Bakery.
Для сравнения: пару лет назад из России ушли 23 одежные сети.
Массового ухода ретейлеров до конца этого года не ожидается, поскольку нет перспектив ухудшения ситуации на российском рынке, оптимистичны специалисты "Магазин магазинов".
“
В 2009 году после падения рынок практически сразу начал восстанавливаться. В новых реалиях надо жить и работать, а не ждать возвращения хороших времен. Одежда для будущих мам, как и в целом фешен–сегмент, увы, показывает отрицательную динамику продаж в 2016 году. При этом, по статистике, рожать меньше не стали. Снижение покупательной способности привело к увеличению доли продаж недорогой и универсальной одежды. Наиболее стабильная категория товаров — специальные джинсы и брюки, без которых не обходится ни одна беременность. Сегодня все ищут возможность восполнить спад продаж новым ассортиментом. Мы расширяем предложение по детскому ассортименту, одежде, необходимой после родов, которая нужна молодой маме на период кормления малыша.
Роман Ротблат
руководитель ГК "Буду мамой"