Блоги "ДП". Гудбай, Сотбис и Кристис! Хеллоу, лобстер энд бургер!

 

Автор - основатель FortGroup
В британской столице завершилась «русская неделя», на которой старинные аукционные дома Sotheby’s, Christie’s, Bonham`s и примкнувший к ним уже не слишком молодой MacDougall’s торгуют произведениями мастеров из России.
Недели эти случаются дважды в году — в июне и ноябре. В понедельник утром традиционно первой стартует Christie`s, во вторник включается Sotheby`s. В среду в бой вступает MacDougall`s, а точку ставит Bonham`s. Посещение аукционов бесплатное, каталоги рассылают заранее, желающие могут без спешки прицениться, взвесить силы свои и соперников.
С 2011-го стараюсь не пропускать лондонские «недели». Подбираю там для нашего офиса соцреализм. Несколько лет назад купил эпическую работу Карахана, изображающую узбеков, которые героически в поте лица строят Комсомольское озеро. Говорят, так и не построили, но меня картина каждый день вдохновляет на подвиги...
В этот раз ударил на Sotheby’s по «Лыжнику» Валерия Родионова. Он яркий, в нем много надежды и веры в будущее.

Про Лондон

Британская столица имеет свой особенный, лишь ей присущий запах. Это смесь дорожного асфальта, гудящей, словно улей, подземки, пабной затхлости, образующейся из испарений эля, Fish and Chips и пота клерков. Конечно, это запах великой свободы, больших денег и английской старины... За этим люди туда и едут.
Кое-кто из наших, как известно, преуспел в Лондоне. Часть из них, конечно, обретается там вынужденно, но большинство пересекло Ла-Манш добровольно и осело крепко. Пожалуй, в первую очередь стоит вспомнить о ресторанах российского происхождения. Вот, например, набирающая обороты сеть Burger & Lobster. В меню, как легко догадаться, сплошь именно они, лобстеры да бургеры. Компания, принадлежащая российскому предпринимателю Михаилу Зельману, вышла на первое место в мире по потреблению лобстеров. Зельман сумел перевернуть рынок лобстеров, превратив гламурный продукт в фастфуд.
Давно и успешно обживается в Лондоне Аркадий Новиков, в чей флагманский ресторан Novikov трудно попасть без предварительной записи.

Про Christie’s

Есть стариннейший анекдот, что Christie’s — это джентльмены, старающиеся выглядеть торговцами, а Sotheby’s — торговцы, старающиеся выглядеть джентльменами. На самом деле сейчас почти ничто не дает оснований для таких характеристик.
Заходим на торги. На часах нет и десяти, но спать совсем не хочется, все-таки в плюс трехчасовая разница с Москвой. В зале за 20 минут до начала никого нет. Холодно и пустовато, как на вокзале в захолустье.
За 5 минут до открытия торгов народ начал постепенно подтягиваться. Аукцион сразу не задался. Потек вяло и уныло. Шедевров и дорогих работ, вот таких, чтобы прямо wow!, нет. По «Началу июня» Жуковского молоток аукциониста стукнул на отметке 48 тыс. фунтов (3,8 млн рублей). «Вход в могилу короля» Василия Верещагина аудиторию не возбудил. Оказалась никому не нужна и «Обнаженная (Золотая)» Александра Волкова за 400 тыс. фунтов. За написанного в 20-х годах прошлого века «Ребенка с игрушкой» Марии Васильевой тоже просили 400 тыс., но нижний эстимейт не был преодолен, картину продать не удалось.
После обеда пошло прикладное искусство, но я что-то совсем заскучал и отправился по своим делам.
Увы, на Christie’s не чувствуется былого запала, настоящих буйных мало! Или они сидят в засаде. Помню, какие страсти кипели лишь несколько лет назад. В июне 2011-го шедевр Ильи Репина «Парижское кафе» улетел на Christie’s за рекордные 4 521 250 фунтов! Были овации, аплодисменты, ажиотаж. Витал аромат легких денег, гламурного Лондона, «Роллс-Ройсов» у парадного подъезда…
Раньше обязательной частью антуража были два мужика в фартуках, которые торжественно выносили лоты, но теперь их нет, явно сократили. Как и подрезали формат каталога, нынче он стал маленьким по размеру. Да много ли чего было раньше, прежде ведь и черная икра здесь водилась. Кофе в бумажных стаканчиках да вода из-под крана – вот и все, что осталось от былой роскоши.
На прошедших торгах средний чек Christie's составил около 25 тыс. фунтов. Дорогое не выставляют и не покупают. Похоже, для кого-то время не пришло, а для иных оно, увы, ушло безвозвратно. В этот раз самой весомой оказалась картина Константина Коровина «Лесной ручей», проданная за 260 тыс. фунтов, а итоговые продажи Christie's остановились на весьма заурядных 4 518 000 фунтов.

Про Sotheby`s

Накануне торгов на вечеринке, по традиции проходившей в здании на New Bond Street, подавали много алкогольных коктейлей. Особой популярностью пользовалась водка с шампанским. Могу подтвердить: пьется легко. Правда, на следующее утро голову не отодрать от подушки... Памятуя прошлый опыт, на этот раз на спиртное я не налегал, разглядывал развешенные по стенам картины. Совершенно очевидно, что на Sotheby`s попытались поймать волну, решив гнать вверх цены на русский авангард. Дескать, настоящее старое искусство все распродано, а авангард обречен стать дорогим, ведь он смотрит в будущее, которое уже наступило.
Во вторник с утра на разогрев пустили «Седьмое измерение, супрематический рельеф» Ильи Чашника. Художник прожил лишь 26 лет, считался последователем Малевича, его работы в большом дефиците.
Сеча за «Рельеф» выдалась серьезная. Изначально полотно оценивалось в 120 тыс. фунтов, а продано было за 2 млн ровно. Не трудитесь конвертировать, сделаю это за вас: 161 млн родных деревянных! Иными словами, цена картины в 16 (!) раз превысила предварительную стоимость. Сделку завершили аплодисментами. Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Кстати, вот на Sotheby`s по-прежнему есть те самые важные мужики в фартуках, выносящие лоты на обозрение публики. А аукцион ведет самый настоящий лорд с благозвучным именем Марк Полтимор. Харизматичный и остроумный, успевающий еще и пошутить по ходу пьесы. Сразу видно, сэр на своем месте.
Десятым лотом шел Родченко. «Конструкцию №95» двинули в качестве тяжелой артиллерии. Старт начался с 1900 тыс. фунтов. И ведь Sotheby`s попал в яблочко!
Раз есть 95-я конструкция, логично предположить, что должна быть и 94-я, 93-я и далее, со всеми остановками. Хотя на мой не слишком просвещенный взгляд, и 95-я не слишком далеко ушла от абсолютного нуля. Как следует из описания работы, творец ожидал, что русскому искусству вот-вот придет конец, но малость погорячился.
У меня есть знакомый дизайнер, человек с хорошим вкусом и архитектурным образованием. Он не стесняется признаться, что ничего не смыслит в современном искусстве, а его ребенок может даже лучше нарисовать. Люди с умным видом вглядываются в какой-нибудь плевок за 10 млн фунтов и боятся честно сказать, что это хрень собачья, которая не стоит испорченного холста. Да-да, знаю, вы сейчас начнете меня стыдить и обязательно спросите про «Черный квадрат»…
Спорить ни с кем не буду, однако здесь, как у Бродского: «Взгляд, конечно, варварский, но верный».
Не скрою: под впечатлением от увиденного на Sotheby`s дал задание одиннадцатилетнему сыну (конечно, за хорошую мотивацию из серии «возьми, сынок, с полки вкусный пирожок») сделать такую же «Конструкцию». Посмотрим, что у него получится. И ведь точно знаю, что получится!
Между тем за произведение Родченко развязалась ожесточенная борьба: цену гнали с 1900 тыс. фунтов куда-то наверх. Лорд Полтимор виртуозно и остроумно управлял процессом, подогревая страсти и азарт. Когда молоток ударил о деревянную трибуну, на экране горела впечатляющая цифра: 3,1 млн фунтов, или примерно 250 млн рублей. Рекорд русских торгов! Купил картину скромного вида мужчина в кепке…
Пытаясь понять, что двигало покупателем, когда он принимал решение заплатить такую немалую цену, я разговорился с британским экспертом по живописи. На вопрос, почему Родченко столь дорог, я услышал ответ, что это редкий художник. Как говорится, мал золотник, да… При этом знаток прекрасного не стал скрывать, что с точки зрения техники «Конструкция» — это примитив и деградация. Но ведь и парней из группы Sex Pistols музыкантами можно было назвать с большой натяжкой, что не помешало им совершить настоящую революцию в музыке, положив начало панк-року.
В искусстве периодически появляются санитары леса, которые рубят его на корню, чтобы старые деревья не заслоняли свет молодым побегам.
В результате этот аукционный дом финишировал весьма солидно: 12 589 125 фунтов.
Получается, Sotheby`s взял верную стратегию, раскручивая авангард. Он больше соответствует духу времени, в котором нас ждут падающие цены на нефть и газ, низкое потребление и высокие кредитные ставки…
Русская классика сегодня не особо идет. Хороша продалась и написанная в 1954 году работа Александра Дайнеко «В Донбассе». Молоток стукнул на отметке 345 тыс. фунтов. Может, за слишком уж актуальное название купили? Нет, не думаю, работа действительно отличная: яркая и свободная по духу.
И еще один напрашивающийся вывод: русское искусство — актив, прочно привязанный к цене барреля. А здесь зависимость прямая: сегодня вода из-под крана, а раньше рекой текло шампанское.

Про MacDougall’s

 Нужно отдать должное Екатерине МакДугалл, она в начале нулевых уловила тренд и сумела открыть в Лондоне свой аукционный дом, составив конкуренцию таким мастодонтам, как Christie's  и Sotheby`s. Все, начиная с обстановки и заканчивая аукционистом с невнятной дикцией, у MacDougall’s, конечно, значительно скромнее, чем у конкурентов, но все же хорошие работы иногда попадаются.
Во вторник вечером, зайдя в MacDougall’s, чтобы перед торгами ознакомиться с выставленными на аукцион работами, я увидел настоящую картину маслом. Хозяйка Катя МакДугалл находилась в зале с… початой бутылкой виски... На столе перед ней лежали свежие фрукты — виноград, яблоки, груши. Стояла и бутылка шампанского. Конечно, она не одна выпивала, а в компании единомышленников. Ведя философские разговоры, леди и джентльмены неторопливо потягивали вискарь. В зале было не слишком людно. Торгов я не дождался, улетал в Питер, но, судя по обороту последних лет, дела у MacDougall’s идут не лучшим образом. Как тут не выпить виски? Очень по-русски, хотя и с британским колоритом.
Результат еще меньше, чем у Christie's: 3,7 млн фунтов.

Инвестиция или фан?

Мой ответ — фан, и очень, скажу, дорогой. Если Чашник взлетает в цене в 16 раз, только полный чайник не поймет: купили работу не ради вложения средств, а лишь по той причине, что очень хотелось. Справедливой ценой был старт в 120 тыс. фунтов, а дальше все зависело от размера желания. Напомню: работа Чашника представляет собой несколько выпуклых разноцветных полосок: красного, белого и серого цветов. Очень редких, конечно… На «Рельефе» хорошо заработали продавцы, эксперты, аукционный дом и дилеры. Вот что значит уловить тенденцию, правильно раскрутить и донести идею до покупателя!

Про общие итоги

Потребление русского искусства в Лондоне упало почти вдвое по сравнению с годами «более 100 долларов за баррель». Зато уверенно растет потребление бургеров и лобстеров почти российского производства.
Русская классика, как и нефть, пребывает в упадке и, наверное, долго там еще будет прозябать. Словом, нам нужен авангард и в экономике.