Автоконцерны не спешат объявлять о повышении цен на машины в 2017 году, но дилеры уже вовсю к нему готовятся. Хотя автомобили подорожают в пределах 10%, это может остановить долгожданный рост рынка.
Официально о росте цен на автомобили объявили пока не многие автокоцерны. Так, GM повысит цены на Chevrolet Tahoe и Cadillac на 2–4%. По данным участников рынка, вырастут цены на Lada на 5–7%, на Nissan — на 7–8%, цены на Ford и Hyundai вырастут на 5%, на BMW — до 10%, на Toyota — до 10%. Опрошенные "ДП" представители автоконцернов отказались комментировать рост стоимости машин до публичного объявления.
"Мы закладываем в своих бюджетах средневзвешенное повышение цен на бренды из топ–10 в пределах 10%", — говорит гендиректор автохолдинга "Аларм Моторс" Роман Слуцкий.
В январе–октябре 2016 года средняя цена нового автомобиля составила 1,37 млн рублей, что на 16% больше, чем за тот же период 2015 года, по данным "Автостата". Только в октябре–ноябре выросли цены на 22 марки машин — от 0,1 до 8,2%.
При этом с началом кризиса в 2014 году рубль обесценился вдвое, а рост цен на автомобили за это время составил около 40%. "Естественно, производители вынуждены компенсировать эту разницу за счет увеличения цен, но не резко, а плавно и постепенно, — говорит Азат Тимерханов, ведущий аналитик "Автостата". — К тому же никто не знает, как поведут себя макроэкономические факторы в дальнейшем, поэтому они вынуждены еще и закладывать риски. Цены будут расти и дальше, но насколько — сказать сложно".
Свои и чужие
Импортные автомобили подорожают значительнее тех, которые локализованы в России: это почти весь премиум–сегмент и многие японские модели.
"Для тех автомобилей, что собираются в России, определяющим является уровень локализации: чем он выше, тем меньше привязка к валютным курсам", — добавляет Азат Тимерханов.
На стоимость локализованных моделей влияют другие факторы. Например, АвтоВАЗ намерен в декабре продать 27,5 тыс. машин, говорит гендиректор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин, и следствием станет дефицит автомобилей у дилеров в январе–феврале. Дилеры будут стремиться заработать на остатках, и скидок или акций в первые 2 месяца года не будет. Кроме того, программы господдержки, которые запланированы на следующий год, или не затрагивают целевую аудиторию Lada (программы "Автомобиль для села", "Русский тягач"), или заметно сужают круг потенциальных покупателей (программа "Первый автомобиль"). "В зависимости от модели и так могут вырасти в цене машины на 30–50 тыс. рублей плюс индексация 5–7% к текущим ценам", — говорит Михаил Чаплыгин.
"Планировать продажи января сложно, так как до сих пор нет официальных подтверждений сохранению госпрограмм на 2017 год, а от этого зависят ценовые предложения", — говорит Андрей Ивойлов, владелец группы "Лада–Центр".
Неясные перспективы
Рост цен может свести на нет едва наметившуюся тенденцию к росту авторынка, хотя и в этом вопросе мнения дилеров расходятся. Одни говорят, что рынок может вырасти примерно на 5–10% в 2017 году, другие — что дно пока не достигнуто, он упадет еще на 10%. Прогнозировать точно никто не берется из–за неясной общеэкономической и политической ситуации. Например, Игорь Седов, директор по развитию ГК "Аксель", считает, что авторынок может вырасти в будущем году на 10%, но сдерживающим фактором как раз окажется повышение цен на автомобили. Кроме того, дилеры отмечают, что доходы населения все еще снижаются и только господдержка позволила избежать более серьезного падения рынка в 2016 году. На ее продление рассчитывают и в 2017 году.
Роман Слуцкий рассказывает, что дилеры уже формируют заказы на поставку автомобилей в первые 3–4 месяца 2017–го. "Конечная стоимость автомобиля определяется не только его официальным прайс–листом, но и действующими на момент покупки тактическими маркетинговыми программами дистрибьютора. Как правило, именно ежемесячными программами производитель тонко регулирует уровень спроса", — поясняет он.
Игорь Седов считает, что цены на российском рынке постепенно сравняются с европейскими.
"Пока в России машины в валюте стоят дешевле, чем в Европе. Во–первых, долгие годы автоконцерны активно поддерживали дилерские сети. Но эта эпоха подходит к концу. Во–вторых, удорожание машин, как правило, идет на уровне инфляции, не считая резкого скачка цен, который случился после обесценивания рубля. Но и тогда многие автоконцерны сдерживали резкий рост. Ни один импортируемый автомобиль не подорожал пропорционально скачку курса валют", — говорит Игорь Седов.
“
Начало нового года — традиционный период корректировки цен на авторынке. Поскольку цены на автомобили еще не компенсировали девальвацию рубля, то их повышение станет еще одной ступенью в происходящем в течение всего года процессе корректировки прайс–листов вверх. Конечно, спрос чувствителен к росту стоимости, что особенно заметно в бюджетном сегменте. Но цены постепенно поднимают все бренды. Сегодня средний возраст автомобиля в российском автопарке — 12,2 года, а доля автопарка старше 15 лет — 31%. Эти автомобили будут выбывать из автопарка, и их необходимо заменять. Поэтому сейчас сформировался большой отложенный спрос, который должен быть удовлетворен. Мы прогнозируем начало восстановления рынка уже со второй половины 2017 года.
Владимир Мирошников
директор по развитию компании "Рольф"