После публикации "Делового Петербурга" антимонопольщики потребовали, чтобы вице-губернатор Игорь Албин отозвал из подведомственных комитетов поручение переводить госзаказ на единственную электронную площадку. Такое поручение ограничивает конкуренцию, заключили в УФАС.
После публикации "Делового Петербурга" о распоряжении вице-губернатора Игоря Албина в адрес всех подведомственных ему комитетов перевести госзакупки в форме электронных аукционов на площадку ЭТС управление ФАС по Петербургу выдало вице-губернатору предупреждение. В нем антимонопольщики требуют у вице-губернатора отозвать поручение до 30 декабря 2016 года.
По мнению УФАС по Петербургу, действия вице-губернатора содержат признаки нарушения закона о конкуренции, поскольку в соответствии с приказом Минэкономразвития государственные и муниципальные заказы размещаются на пяти электронных торговых площадках: "Сбербанк-АСТ", "Единая Электронная Торговая Площадка", ЭТС, агентство по госзаказу Татарстана и "РТС-Тендер".
"Поручение вице-губернатора Игоря Албина лишает государственных заказчиков Петербурга права выбора электронной площадки для проведения закупок, а электронные площадки ограничивает в деятельности, создавая преимущества одной из них. Здесь содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции", - сообщает УФАС по Петербургу.
Напомним, как ранее стало известно "ДП", комитеты и службы Смольного, подведомственные вице-губернатору Игорю Албину, получили поручение до 22 ноября перевести все свои электронные госзакупки на АО "Электронные торговые системы" (АО "ЭТС"). Это одна из пяти площадок, аккредитованных правительством РФ для распределения госзаказа в форме электронного аукциона.
Игорю Албину подчиняются комитеты по энергетике, тарифам, транспорту, строительству, развитию транспортной инфраструктуры (строительство и ремонт дорог), градостроительству, инвестициям, госконтролю и охране памятников культуры, а также все подведомственные им организации и служба стройнадзора.
В электронной форме они ежегодно распределяют более 5 млрд рублей, причем этот показатель постоянно растет, поскольку бизнес настаивает на аукционах как наиболее прозрачной форме закупок.
До сих пор госзаказчики в России — комитеты и госпредприятия — проводили свои электронные аукционы на одной из пяти аккредитованных площадок. Каждый заказчик по закону выбирает одну из этих площадок исключительно на свое усмотрение.
Игорь Албин тогда сообщил "ДП", что решение о переходе на ЭТС принимал не он, а комитет по государственному заказу, а он лишь выполнял это решение, не ограничивая конкуренцию. При этом стоит отметить, что сам комитет подчиняется не Игорю Албину, а другому вице-губернатору Сергею Мовчану, и выбирает площадки для электронных аукционов на свое усмотрение. Сейчас комитет работает с тремя площадками. В комитете так и не прокомментировали перевод комитетов Игоря Албина на ЭТС.
Также в ЭТС сообщали, что не видят нарушения конкуренции в данной договоренности со Смольным, поскольку общий объем закупок подведомственных вице-губернатору организаций составляет лишь 6% от городского госзаказа. "Консолидация закупок семи подведомственных вице-губернатору организаций из 34 комитетов Петербурга обеспечит объективный мониторинг и контроль закупок, снизит временные, финансовые и трудовые издержки, расширит компетенции заказчика и многое другое", - говорили в компании. Там также отметили, что подобный опыт применялся в Волгоградской области и на федеральном уровне был признан удачным.
Многочисленные собеседники "ДП" из четырех других площадок высказывали одно и то же мнение: если правительство определило перечень из пяти площадок, то нелогично региональным властям формировать свои перечни.
"Безусловно, такие распоряжения должны стать поводом для расследования ФАС как нарушение конкуренции. Странно, что человек в таком ранге не знает, что незнание закона не освобождает от ответственности", - отмечал Николай Андреев, генеральный директор ЗАО "Сбербанк-АСТ".