Один из лидеров госзаказа в области инфраструктурного строительства — Главное управление Спецстроя по Северо–Западному округу — задолжало кредиторам 6,3 млрд рублей и может обанкротиться.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассматривает четыре банкротных иска в адрес одного из лидеров рынка госзаказа — ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Северо–Западного федерального округа" (ГУССТ № 3). В декабре 2016 года президент Владимир Путин решил ликвидировать Спецстрой России из–за многочисленных коррупционных скандалов. Теперь подразделения этой структуры ждет реформирование.
Загрузка обеспечена
ГУССТ принадлежит Спецстрою России, созданному в 2002 году для выполнения заказов госструктур, чья деятельность связана с повышенным уровнем секретности: Минобороны, МВД, Росатом, Роскосмос. Поэтому "дочки" Спецстроя по определению должны быть успешными предприятиями.
В 2014 году ГУССТ № 3 с выручкой 17 млрд рублей (за 2013 год) заняло второе место в регионе среди компаний, занимающихся промышленным и инфраструктурным строительством, по версии "ДП".
Один из важнейших для ГУССТ № 3 — контракт на строительство ЛАЭС–2 по заказу Росатома. Стоимость строительства двух блоков ЛАЭС–2 — 136,7 млрд рублей. Размер контракта ГУССТ № 3 в СПАРК не указывается. В 2012 году ГУССТ отвоевало этот объект у прежнего генподрядчика (петербургского института "Атомэнергопроект"), вчетверо увеличив свою выручку за 2012 год, до 14,6 млрд рублей.
Проблемы у структур Спецстроя начались в 2016 году, когда они оказались замешанными в нескольких коррупционных скандалах, связанных с нецелевым расходованием денег по госконтрактам, задержкой зарплаты сотрудникам, срывом сроков по гособоронзаказу.
В частности, в марте Следственный комитет России возбудил четыре уголовных дела в отношении должностных лиц ГУССТ № 3, связанных с поставками оборудования и закупками. По версии следствия, задержанные получили подкупы на 61 млн рублей. В июле задержали заместителя главы Спецстроя Александра Бурякова (по данным следствия, замешан в махинациях по контрактам), а в августе — начальника ГУССТ № 3 Александра Шашкина (подозревают в причастности к получению откатов от подрядчиков за победы в торгах).
ГУССТ № 3 стал задерживать расчеты с подрядчиками и поставщиками. Сейчас, по данным СПАРК, ГУССТ выступает ответчиком по 585 искам кредиторов на сумму свыше 6,3 млрд рублей. Четверо кредиторов подали иски о банкротстве предприятия: это компании "Снабди", УНР–301, "Черноморов" и "Строй–Прогресс". На сайте Арбитражного суда указан размер требований только "Строй–Прогресса": около 1,2 млн рублей. Несколько десятков других кредиторов ГУССТ ходатайствовали о присоединении к иску "Строй–Прогресса" ("Бетон–Сити", "Йорис Иде", "Завод Электробалт" и др.).
Ракета задержалась
Похоже, еще масштабнее махинации структур Спецстроя, возводивших космодром Восточный в Амурской области: по сведениям уголовного дела, они растратили 1,1 млрд рублей, выделенных на этот объект. Следствие по этому делу завершено, и оно передано в суд.
Запуск ракеты–носителя "Союз–2.1а" на Восточном переносили несколько раз с 2015 года — строительство объекта задерживалось на 4 месяца. Причем старт, намеченный на 27 апреля в присутствии президента Владимира Путина, "по техническим причинам" отложили на сутки. В итоге 29 декабря 2016 года президент подписал указ о ликвидации Спецстроя до 1 июля 2017 года. Часть принадлежащих ему предприятий, в том числе ГУССТ № 3, передадут Минобороны.
В ГУССТ № 3 заявили, что положение у предприятия стабильное, 2016 год оно закончило с прибылью и "продолжает работать на важнейших объектах специального назначения, в том числе на космодроме Плесецк, объектах Северного и Балтийского флотов" и др.
Система диктует
Спецстрой — это неэффективный пережиток советской эпохи, считает аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко. "Предполагалось, что он будет работать там, где участие коммерческих структур с точки зрения интересов государства нежелательно. Но ограничение конкуренции и особое положение Спецстроя привело к развитию коррупции и снижению качества работы", — считает Кирилл Яковенко.
Спецстрой изначально имел массу возможностей для увода государственных средств, уверен аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Он напомнил: на строительство космодрома Восточный было привлечено 250 компаний, больше половины не имели профессиональных компетенций для подобных заказов, а суммы госконтрактов у них превышали реальную стоимость услуг.
Отказаться от структур вроде Спецстроя нельзя в интересах госбезопасности, считают эксперты. Но если после передачи этих предприятий Минобороны их число сократят, контролировать их деятельность будет проще. "Надеюсь, часть контрактов выставят на торги. Конкуренция вырастет, стоимость контрактов снизится, в отрасль придут новые технологии", — считает Алексей Ефанов из КГ "НЭО Центр".
"После реформирования Спецстроя вряд ли будут масштабные скандалы. Учитывая не самый толстый бюджет на 2017 год и предвыборный период, велика вероятность, что средства будут наконец–то идти куда следует", — предполагает Дмитрий Лукашов.