Информация об "убийце биткоина" – новой виртуальной валюте CloudCoin – в последнее время раскручивается в российских СМИ все активнее, но что-то, кроме общих фраз, встретить сложно. Один из разработчиков клаудкоина, директор петербургской IT-компании Git in Sky Сергей Житинский попробовал объяснить "ДП", почему новая валюта позиционирует себя как конкурента биткоина. Но эксперты предлагают отнестись к идее с осторожностью.
Директор петербургской IT-компании Git in Sky Сергей Житинский уверяет, что этот финансовый инструмент сложнее взломать, транзакции длятся считаные секунды, а серверы не хранят информацию об операциях. Последнее, по мнению одного из создателей, гарантирует полную анонимность пользователя. Ко всему вдобавок клаудкоины не требуют регистрации и наличия электронного кошелька, обязательных у их конкурентов.
Изобретателем системы стал профессор из Калифорнии Шон Ворсингтон, который запатентовал технологию, зарегистрировал товарный знак и… безвозмездно передал все права некоему консорциуму из 50 человек. "Это содружество физических и юридических лиц из разных стран, фактически энтузиастов вроде меня, никак юридически не связанных", - говорит Житинский. По его словам, владельцев серверов, разработчиков и маркетологов объединяет только общая идея, устав и половина имеющихся в природе клаудкоинов: всего таких монет создано 16 млн 577 тысяч. Это количество останется неизменным и, в отличие от биткоина, майнинг здесь невозможен. "Один клаудкоин стоит один цент, монету нельзя поделить на части, и юниты можно только выкупить у владельца, денег из воздуха здесь не будет", - предупреждает программист.
"В клаудкоине нет никакого публичного реестра: подлинность монет проверяется не запросом в единый центральный сервер, а при обращении к системе из 25 серверов по всей планете", - рассказывает Сергей Житинский, соглашаясь, что в отсутствии криптографии есть определенный минус: юниты могут скопировать или украсть. Зато никто не вычислит их владельца. При этом каждый пользователь вправе зашифровать, "запаролить", записать на флешку или опять же закриптовать свои юниты.
Сумму инвестиций Сергей Житинский не раскрывает, однако, по его словам, в проекте пока нет институциональных инвесторов. "Все это личные вклады членов консорциума. Но это смешные какие-то деньги, порядка 100-200 тысяч долларов, не больше, копейки в масштабах бизнеса", - добавляет он.
Вопросы становятся баснями, ответы становятся песнями
"Пока эта история похожа на сомнительный пиар отдельных личностей", - отмечает председатель российского Blockchain.community, глава юрфирмы "Толкачев и Партнеры" Артем Толкачев. Он обращает внимание, что в Сети нет ни одного упоминания клаудкоина на английском языке и информации о петербургском участнике "эксперимента" – минимум. "Делать выводы пока сложно: одни вопросы. Например, распределенное хранение, который создатели валюты приводят как уникальное отличие, но это одна из ключевых особенностей блокчейна в целом и биткоина в частности", - подчеркивет эксперт в области правового регулирования криптотехнологий.
"Биткоин также не ограничен на одном устройстве и тоже защищен от катаклизмов, его сложно выключить. Поэтому заявленные преимущества клаудкоина некорректны. Не слишком понятно, как будет достигаться принцип абсолютной анонимности, а если криптовалюта все же будет запущена – вряд ли эта анонимность будет воспринята с энтузиазмом регуляторами", - сказал Толкачев.
Клаудкоин может быть примером мошеннического проекта, который не заботится о дальнейшем выходе на биржу, предположил Денис Лебедев, блокчейн-консультант и региональный представитель платформы Lisk. Исследователь сразу же подчеркивает: понять, что лежит в основе продукта, невозможно из-за отсутствия исходных кодов в открытом доступе.
Любая криптовалюта имеет несколько обязательных свойств, поясняет эксперт: в первую очередь, это наличие открытых кодов, которые дают представление о том, на каких принципах этот механизм вообще функционирует. Во-вторых, это наличие так называемого вайтпейпера – подробно прописанной концепции проекта: для чего он реализуется, какую проблему решает и какой функционал несет.
Ничего из перечисленного у нового проекта пока нет, сообщает Лебедев, который считает сравнение валюты с биткоином лишенным смысла. "В описании они утверждают, что общая стоимость денежной массы клаудкоина неизменна, эта фраза бессмысленна, поскольку объем денежной массы постоянно меняется в зависимости от стоимости токена на рынке (токены выполняют функции внутренней платежной единицы или акций)", – приводит он пример и продолжает: - "Ничем не подкрепляется утверждение, что проверить подлинность клаудкоина проще, чем у биткоина". Кроме того, специалист считает, что сейчас нет какого-либо адекватного способа обеспечить достаточную степень защищенности и реализовать функции блокчейна с помощью облачных технологий. "Довольно спорный и безграмотный ход", – резюмирует Лебедев.
"Единственное, что на сегодня выложили разработчики, – механизм покупки токенов, при этом он осуществляется не через биржи, как это происходит в криптовалютах, а через их собственный платежный терминал, что опять-таки наводит на некоторые вопросы, – говорит Лебедев. – Не понимая устройства и принципов разработки продукта, честным я бы его уже точно не назвал. Похоже на схему для развода".
Не спеши меня хоронить
Компания пока находится в режиме тестовой коммерческой эксплуатации, отвечает Сергей Житинский. "Это означает, что технология работает, юниты сделаны, но мы пока ничего не гарантируем в смысле нормальной работы программного обеспечения", – отвечает он на претензии. По его словам, переговоры о размещении клаудкоина на биржах уже ведутся, а упоминаний на англоязычных сайтах пока мало, поскольку "на Западе нет сильных пиарщиков". Себя он называет искушенным в рекламе, признается в наличии собственного пиар-агентства. При этом, говорит, первые покупки коинов в России не превышают сумм $10-15, тогда как "средний чек" в США – $100-200.
На вопрос, как может функционировать криптовалюта без криптографии, разработчик внезапно признается, что клаудкоин не имеет отношения к этому семейству и не базируется на принципах классического блокчейна. "Мы электронная виртуальная валюта на совершенно других принципах. Система не предполагает генерации. У членов консорциума – порядка половины монет.
Это частная инициатива, ничем не обеспеченная. Мы верим, что люди вложат средства как в инвестиционный инструмент, который будет дорожать", – сообщил он.
Желтый сигнал денежного светофора
Любая новая валюта проходит длительный период проверки на устойчивость, и говорить о перспективах клаудкоина пока рано, считает главный аналитик "Телетрейд Групп" Олег Богданов. В целом, по его словам, в 2017 году рынок криптовалют приобрел второе дыхание. К некоторым блокчейн-проектам начали проявлять интерес крупнейшие мировые банки и компании. Сейчас на рынке обращается около 1000 криптовалют. Капитализация биткоинов сейчас достигла почти $20 млрд, следом идет "Эфириум" с $3,5 млрд, разработанный Виталиком Бутериным (гражданин Канады российского происхождения). Далее еще почти сотня различных криптовалют с капитализацией более $1 млн, а общий объем рынка насчитывает $26 млрд.
"Чтобы иметь успех на этом рынке, необходимо выделяться среди других, а не быть очередным клоном биткоина", – добавляет аналитик eToro Михаил Мащенко. Новые продукты здесь появляются чуть ли не ежедневно, поэтому CloudCoin придется прикладывать все усилия для того, чтобы привлечь к себе внимание.
Эксперты сходятся также в том, что принципы клаудкоина ближе к платежным сетям, чем к криптовалютам, и советуют пользователям внимательно и осторожно относиться к инвестированию в новый проект.