В поисках гостей ресторанные сети уходят на окраины города. В спальных районах популярностью пользуются недорогие семейные заведения и пивные рестораны.
В последние несколько лет рестораторы охотно открывают заведения в спальных районах Петербурга. Крупные холдинги, чьи флагманские заведения сначала появились в центре, осваивают северные и южные окраины города.
Потянулись в жилые кварталы
Долгое время спальные районы были обделены качественным общепитом, но ситуация постепенно меняется, и окрестности станций метро на севере города ("Парнас", "Проспект Просвещения", "Гражданский проспект"), востоке ("Проспект Большевиков", "Улица Дыбенко"), а также Фрунзенский и Московский районы сейчас находятся в зоне пристального внимания рестораторов, указывают в АРИН.
Практически все лидеры ресторанного рынка города уже присутствуют на окраинах. У Ginza Project за пределами центра города есть рестораны "Бричмула", "Пури", "Шурпа", "МамаLыgа" и др., у холдинга Food Retail Group — несколько "Марчеллис" и "Две палочки". В спальных районах располагается половина из 20 ресторанов холдинга ReCa. Стартовав в центре, к окраинам потянулась и ресторанная группа под руководством Сергея Глазырина — на ул. Савушкина открылся "Птичий двор". Сеть Ketch Up Burgers прошлой осенью открыла бургерную на пр. Энгельса, а их конкуренты "Бюро" планируют открытие на Комендантском пр. По данным АРИН, за последний год "Токио Сити", открыл рестораны в Девяткино и на Парнасе, "Папа Джонс" — на Звездной ул., пр. Энтузиастов и Выборгском шоссе.
Рестораторов привлекает молодое платежеспособное население новых районов, указывает совладелец "Бюро" Петр Лобанов.
Рестораны "Евразия", расположенные в отдаленных районах города, а также в Красном Селе, Выборге, Всеволожске, Ломоносове, — одни из самых успешных в сети, признают в компании. "Намного чаще мы получаем письма и сообщения с просьбами открыться в активно застраивающихся районах, мы держим курс на открытие точек в новых районах", — подчеркивают в "Евразии".
По данным АРИН, поиск помещений под ресторан занимает обычно 3 месяца, ставки аренды зависят от локации, но, как правило, рестораны могут себе позволить помещения не дороже 2,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.
Еда на каждый день
Последние годы принесли в ресторанную карту спальных районов больше проектов, которые делают ставку на низкие цены, отмечает исполнительный директор ресторанного холдинга ReCa Алексей Копырин. Люди устали от плохих кафе и хотят питаться недорого, вкусно, с комфортом — это основной тренд спальных районов, считает директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. По его словам, количество некачественных заведений на окраинах города уменьшается, они не выдерживают конкуренции с недорогими, но брендовыми оппонентами, которые все чаще заходят на эту территорию.
По данным исследовательской компании The NPD Group, затраты на общественное питание в Петербурге увеличились на 1% в I квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, средний чек в Петербурге составляет 263 рубля на человека, это все еще ниже, чем в Москве, — на 8%. Увеличение затрат эксперты связывают с ростом посещаемости: трафик в Петербурге вырос на 7%, для сравнения — в столице он снизился на 5%.
По наблюдениям рестораторов, сейчас в спальных районах преобладают рестораны на каждый день — популярны грузинская, восточная и итальянская кухни, пивоварни. Оптимальные форматы для открытия заведений общепита за пределами центра — кофейни, пекарни, рестораны быстрого питания и пиццерии, дополняет список Андрей Петраков.
Во многом развитию общепита за пределами центра Петербурга способствовало развитие ТРК — проводить время в районных комплексах без выезда в центр стало нормой. "Потребитель готов тратить деньги рядом с местом проживания, постепенное развитие культуры питания вне дома этому только способствует", — убежден совладелец ресторанной группы "Северянин" Александр Батушанский.
Недорого и близко
Гости в ресторанах у дома отличаются от посетителей в центральных районах. Здесь нет туристов, бизнесмены не организуют встреч, зато приходят большие компании и посетители с детьми. В "Евразии" тоже признают приоритет семейной категории. Эти потребители впоследствии становятся постоянными гостями ресторанов в спальных районах, например, в "Евразии" их доля доходит до 80%.
Преимуществ работы ресторанов и кафе в спальных районах несколько. Потребителей много, так как плотность населения высока, в то время как конкуренция там ниже, чем в центре, отмечает Александр Батушанский. С другой стороны, для спального района характерна ситуация, когда жители не готовы тратить слишком много, рассматривая спальный ресторан как место в первую очередь для еды, для недорогих посещений.
Поэтому эксперты пророчат успех заведениям формата сasual, а вот от запуска премиальных заведений стоит отказаться, считают в Restcon.
“
В отношении своего проекта мы видим огромный потенциал для развития в спальных районах, опираемся на опыт становления таких районов в европейских городах. Наличие парковки, возможность прийти в ресторан без машины, значительная экономия времени, возможность взять детей и родных — неоспоримые преимущества перед ресторанами в центре. Еще одна особенность — экономика открытия ресторанов в "спальниках", как правило, мягче для инвесторов: ниже ставки аренды, стоимость коммуникаций, лучше состояние помещений, если открывать ресторан в новых домах. Миф о том, что найти хорошие рестораны можно лишь в центре, медленно развеивается.
Максим Бережной
совладелец сети ресторанов La Cucaracha
“
Наша сеть насчитывает 22 ресторана в Петербурге, и почти все они в спальных районах. Так сложилось исторически, но этому есть объяснение: ставка аренды на помещения в отдаленных районах существенно ниже, минимум в 2 раза, чем на помещения в центре. Это серьезный аргумент для ресторанного бизнеса. Минус нашего расположения — низкий поток гостей днем. Наши гости — вечерние и выходного дня. Сейчас новых открытий не планируем, проводим реконцепцию: из японского делаем восточный ресторан, развиваем семейные форматы.
Руслан Галиуллин
управляющий ГК "Васаби"