Российские авиаперевозчики с 2018 года смогут вносить проблемных пассажиров в черные списки. Госдума приняла во втором чтении соответствующие изменения в Воздушный кодекс РФ.
Госдума приняла во втором чтении законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ, согласно которому в России появятся черные списки авиапассажиров. Попавшим в них авиакомпании смогут отказывать в перевозке. Законопроект должен пройти третье чтение и подписание президентом РФ и через 180 дней после этого вступить в силу, то есть уже в первой половине 2018 года "панацея от дебоширов" должна заработать.
Закон дает возможность авиакомпаниям вести черные списки, причем попасть в них можно только после вынесения судебного приговора об административном правонарушении. То есть опасения, высказывавшиеся оппозицией, по поводу того, что можно будет попасть в черный список просто за то, что косо посмотрел на стюардессу, не подтвердились.
Через год после внесения в список обязательна амнистия, при этом нельзя отказывать пассажиру в перевозке домой в том случае, если между странами есть только авиасообщение. То есть если хулиган летит на Бали, по дороге напивается и устраивает драку на борту, то обратно его все равно привезут и только после этого включат в черный список. Режим неуязвимости включен и для тех, кто летит к месту лечения или сопровождает инвалидов, то есть теоретически запрет на полеты обойти можно, просто купив путевку в санаторий. Кроме того, в каждом случае перевозчик должен письменно уведомить гражданина о включении в список.
Убытки на сотни тысяч
Из–за сырости закона его пока отказываются комментировать российские авиакомпании, хотя именно они были инициаторами введения черных списков. В сентябре 2016 года гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным попросил его поддержать инициативу по серьезному ужесточению наказаний за авиадебоширство, а именно о разрешении авиакомпаниям вести черные списки пассажиров со сроком 5 лет, введении уголовной ответственности за дебоширство с возможностью получить тюремный срок. Сейчас ответственность только административная. Причем, как правило, нарушители отделываются пребыванием в отделе полиции аэропорта и дело не доходит даже до административки.
В начале апреля Владимир Путин подписал законопроект об уголовной ответственности за дебоширство на всех видах транспорта (ст. 267, до 2 лет тюрьмы, штраф — 150–300 тыс. рублей, исправительные работы — до 2 лет). Также авиакомпании могут наказывать рублем особенно рьяных дебоширов, из–за которых пилоты бывают вынуждены вернуться в аэропорт вылета или сесть на промежуточном аэродроме. Так, в июле 2016 года "Аэрофлот" взыскал с дебошира в пользу авиакомпании почти 220 тыс. рублей в счет возмещения убытков (рейс Москва — Милан, который был вынужден приземлиться в Минске для высадки пьяного хулигана).
Вылет самолета компании "Победа" из–за произошедшего в марте инцидента на рейсе DP422 из Самары в Москву был задержан почти на полчаса, и все связанные с этим издержки перевозчик намеревается взыскать с 20–летнего виновника.
В России за период с 2006–го по январь 2017 года на рейсах "Аэрофлота" зафиксировано 3222 нарушения правил поведения на борту, совершенных пассажирами, среди которых 36 грубых нарушений: насилие по отношению к членам экипажа или нанесение крупного материального ущерба. Было отказано в перевозке до посадки на борт 6148 пассажирам: авиакомпании могут делать это и по существующему законодательству. Обычно это происходит, если дебош начинается еще в аэропорту.
Дыра в законе
Впрочем, в законе есть лазейка: дело в том, что черный список у каждой авиакомпании свой — в отличие, например, от Китая, где ведется общий для всех перевозчиков реестр. "Каждый перевозчик вправе создавать собственный перечень "персон нон грата", а значит, вы можете выбрать не "Аэрофлот", а, к примеру, "Сибирь", если вдруг когда–то на рейсе национального перевозчика в нетрезвом виде сломали кресло или побили бортпроводника", — говорит представитель одной из авиакомпаний.
Скорее всего, идентификация злодеев будет осуществляться по набору персональных данных: фамилии, имени, дате рождения и номеру документа.
При этом однозначно установить личность и отказать в заключении договора перевозки авиакомпания может только при оформлении билета в собственном офисе. Поэтому достаточно просто не ходить в офис, а купить билеты в Интернете, например, на сайте любого иностранного агентства, у которых, как правило, нет даже поля для ввода номера документа, отмечают эксперты. Выписка билета при этом происходит почти мгновенно.
После того как договор перевозки заключен, авиакомпания не вправе его расторгнуть в одностороннем порядке даже в том случае, если — вдруг! — выяснится, что пассажир — злодей и рецидивист. Законодатели совсем забыли внести соответствующие поправки в ст. 107 Воздушного кодекса РФ, возмущаются опрошенные "ДП" эксперты.
“
Авиакомпания "Россия" констатирует, что инциденты, происходящие по вине деструктивного поведения пассажиров, превращаются в острую проблему отечественной авиатранспортной отрасли. Компания, как и ранее, выступает за совершенствование и ужесточение законодательной базы в области наказания таких пассажиров и за создание так называемых черных списков нарушителей по аналогии с зарубежными странами, где применение подобной практики позволило в последние годы существенно снизить количество случаев хулиганского поведения на борту воздушных судов.
Сергей Стариков
Официальный Представитель Авиакомпании "Россия"
“
Сам факт появления черного списка говорит о том, что государство расписалось в своем бессилии решить проблему штатными средствами, то есть используя меры принуждения, описанные в административном и уголовном праве. Фактически авиакомпаниям предложили самостоятельно решить острую для России проблему опасного поведения пассажиров на борту. Но оформлено это настолько криво, что в нынешнем виде черный список скорее представляет собой PR–инструмент, призванный напугать потенциальных злодеев (которых, к слову, не особо ужасает даже уголовная ответственность).
Андрей Крамаренко
Научный Сотрудник Института Экономики Транспорта И Транспортной Политики Вшэ