Директор и владелец петербургской швейной фабрики "Маяк" Сергей Петров, осужденный дагестанским судом на 13 лет по делу об организации убийства своего заместителя, стал фигурантом еще одного уголовного дела — о вымогательстве денег у владельца компании "АБВ", которая управляет одноименным ТЦ на Лахтинской улице.
Владелец петербургской фабрики "Маяк" Сергей Петров обвиняется в вымогательстве доли в компании "АБВ" у бывшего совладельца этой компании Вадима Герасимова (такова версия Герасимова). Ныне Герасимов занимает пост директора по развитию Медицинского института имени Березина. Основной актив компании "АБВ" — небольшой одноименный ТЦ на Лахтинской улице в Петербурге.
Сергею Петрову назначен арест до 15 декабря, а следственные действия по делу продлятся до 15 января. Между тем Петров и так уже находится под арестом четвертый год — по другому уголовному делу. Еще в 2014 году несколько человек в штатском на улице в Петербурге надели на него наручники, посадили в автомобиль без номеров и увезли, как позже выяснилось, в СИЗО Дагестана. С тех пор, в течение 3 лет, Петров находился под стражей в СИЗО Махачкалы, будучи подозреваемым по делу об убийстве его заместителя на фабрике "Маяк" Тахира Казаватова, которое было совершено еще в 2000 году. После 3 лет следствия, летом этого года, Верховный суд Дагестана признал Петрова виновным по этому делу. Бизнесмен получил срок 13 лет в дагестанской колонии строгого режима.
В ноябре дело, по которому Петров уже осужден, будет рассматриваться в Верховном суде России. Если на этом этапе Петров будет оправдан, его должны выпустить на свободу. Однако появление нового уголовного дела может означать, что даже в случае оправдания он останется в заключении. Новое дело было возбуждено еще в марте 2015 года, затем в 2016 году закрыто, но в этом году возбуждено снова. Заявителем выступает Вадим Герасимов. Он обвиняет Сергея Петрова в том, что тот в начале 2000-х якобы вымогал у него долю в ООО "АБВ" — компании, на которую оформлен торговый центр на Лахтинской улице.
Как Вадим Герасимов рассказал "ДП", в 1980-е годы Сергей Петров был знаком с его отцом Анатолием Герасимовым, первым секретарем Ленинградского горкома КПСС. "При помощи горкома партии Петров переоснастил всю фабрику "Маяк", а когда началась перестройка, получил над ней контроль. В 1990-е я начал выстраивать свой бизнес, создал эту фирму "АБВ". Позже я передал ему долю в компании (по версии Герасимова, в обмен на защиту. — Ред.). Когда начались проблемы с еще одним нашим бизнес-партнером Александром Дерюгиным, помощи от Петрова не последовало. Напротив, они оба самоустранились, вышли из бизнеса, оставив компанию в предбанкротном состоянии. Я наладил дела "АБВ", и тут спустя более чем 5 лет они заметили, что их якобы незаконно лишили долей, и стали требовать их назад. В 2010 году даже было возбуждено уголовное дело, где Петров выступал потерпевшим, а я много лет ходил под следствием. Я опасался Петрова, и поэтому выступил заявителем только сейчас, когда суд приговорил его к 13 годам заключения. Обратите внимание, я ничего от него не требую, я не претендую на долю в "Маяке" и тому подобное, а лишь хочу восстановить справедливость", — говорит Вадим Герасимов.
Мусорный эпизод
К слову говоря, Вадим Герасимов также известен тем, что был совладельцем с долей 17% и председателем совета директоров мусороперерабатывающего завода "Квантум" во Фрунзенском районе. Завод мощностью 240 тыс. тонн мусора в год был первым полностью частным проектом в области переработки мусора в Петербурге. Кроме Вадима Герасимова заводом владели Олег Гвоздев (34%), Алексей Колесников и Максим Маковеев (по 24,5%). Они собирались перерабатывать на заводе мусор с южных районов города (до 400 тыс. тонн в год). Прошлый губернатор Петербурга Валентина Матвиенко поддерживала проект. Кроме того, интересы бизнесменов продвигал экс-глава управления по переработке отходов Смольного Всеволод Хмыров.
После того как в 2011 году Хмыров вышел на пенсию, Смольный утратил к проекту интерес. Чиновников не устроил установленный собственниками тариф на переработку мусора (завод запросил 3,5 тыс. рублей за 1 тонну мусора, но комитет по тарифам в 2012 году согласовал сначала 490 рублей и лишь в июле 2014 года "подвинулся" до 1,14 тыс. рублей за 1 тонну). В результате завод, который был построен за 400 млн рублей с привлечением заемных денег, так и не переработал ни тонны мусора. На Олега Гвоздева был заведено уголовное дело о растрате.
По словам Вадима Герасимова, он больше не занимается бизнесом, хотя и участвует в работе компании "АБВ". По данным СПАРК, Вадим Герасимов является совладельцем компаний "АБВ-Алко", "АБВ-Модерн" и "АБВ-Плюс", которые, по всей видимости, ведут торговлю на территории торгового центра "АБВ". Мажоритарием самой компании "АБВ", на которую оформлен торговый центр, является Виктор Яковлев, совладелец десятка разнопрофильных юрлиц, в прошлом — владелец юридической компании "Центр правовой защиты" (компания была ликвидирована, по данным СПАРК). По словам Вадима Герасимова, он переоформил "АБВ" на Яковлева "для сохранности".
Злосчастный "Маяк"
Что касается швейной фабрики "Маяк" и основного уголовного дела в отношении Сергея Петрова, то стоит пояснить, что фабрика "Маяк" в советское время была крупным швейным предприятием города. Она производила детскую одежду на основной площадке на Московском проспекте, 89-91 (там в собственности предприятия 0,7 га и заводские корпуса площадью около 11 тыс. м2), а также на площадках филиалов — в Выборге, Кронштадте и Сланцах. В процессе приватизации в 1990-е годы 33% акций "Маяка" оказались в руках Сергея Петрова, руководившего предприятием с советских времен. Еще 31% — у его молодого заместителя Тахира Казаватова, а остальное — у трудового коллектива.
В феврале 2000 года Тахира Казаватова убили в Махачкале. Как писали СМИ, бизнесмена, которому на тот момент был 41 год, застрелили в салоне собственного автомобиля. Было возбуждено уголовное дело, но первое расследование успехом не увенчалось — установить исполнителей и заказчика не удалось. Акции "Маяка", которыми владел Тахир Казаватов, по наследству получила его мать. В 2003 году она подарила их своему знакомому, выпускнику Горного университета Шамилю Алиеву. Тот, в свою очередь, подарил их Степану Загоруйко, который тогда занимал пост заведующего общежитием Горного университета. Юридическое сопровождение сделки обеспечивал юрист Станислав Дмитренко (он же был помощником дочери ректора Горного университета Владимира Литвиненко Ольги, которая в то время была депутатом Законодательного собрания Петербурга). А несколько месяцев спустя Степан Загоруйко продал пакет акций Тахира Казаватова за 7 млн рублей основному владельцу фабрики "Маяк" Сергею Петрову, и тот увеличил свою долю в предприятии до 78,8% (к тому моменту за счет выкупа акций у миноритариев он уже обладал пакетом 47,8%).
Люди из ближнего окружения руководства Горного университета рассказали "ДП", что с этой сделки начался конфликт между Ольгой и ее отцом Владимиром Литвиненко, который позже широко освещался в СМИ. В результате дочь ректора покинула Россию, за рубежом она проживает до сих пор. А за акции "Маяка" после сделки развернулась нешуточная борьба. Сергею Петрову стали поступать угрозы и требования продать бумаги предприятия. Имя шантажистов в многочисленных публичных выступлениях того периода он не называл, но и на сделку не соглашался. Дело кончилось очередной стрельбой — в сентябре 2003 года по машине бизнесмена неизвестный открыл пистолетный огонь. Но Сергей Петров выжил, хотя и был тяжело ранен в голову. Расследование покушения успехом не увенчалось — в декабре 2004 года следствие по этому делу (которое, к слову, классифицировали как хулиганство) было остановлено.
Тем временем дела у предприятия "Маяк" шли все хуже. Два его филиала, в Выборге и Кронштадте, стали нерентабельными и были закрыты (фабричные здания, по словам сотрудников, до сих пор в собственности ЗАО "Маяк", но прибыли не приносят). Работает лишь филиал в Сланцах — там выпускают одежду под маркой Saima. Что касается основной производственной площадки в Петербурге, неподалеку от Московских ворот, то там фабричные здания давно приспособили под офисы и сдают арендаторам. Как рассказали "ДП" собеседники в "Маяке", Сергей Петров рассматривал различные варианты реновации этой территории. Но воплотить их в жизнь не успел.
В 2012 году по заявлению бизнесмена Рашида Казаватова, брата убитого Тахира Казаватова, расследование преступления 2000 года возобновили. И буквально сразу в Следственное управление СК России по Республике Дагестан обратился житель Махачкалы Шамиль Алибеков, который написал явку с повинной и заявил, что якобы лично принимал заказ на убийство Тахира Казаватова от юриста Станислава Дмитренко, Степана Загоруйко и их сообщника — бизнесмена Александра Лившица (он был убит в июле 2005 года в Петербурге).
Степан Загоруйко и Станислав Дмитренко были осуждены как заказчики этого убийства (но в 2015 году Верховный суд РФ отменил этот приговор и направил дело на новое рассмотрение). Также подозреваемым в заказе этого преступления оказался директор фабрики "Маяк" Сергей Петров. В его квартире и рабочем кабинете прошли обыски, а сам руководитель оказался под подпиской о невыезде. А в январе 2014 года несколько человек в штатском прямо на улице в Петербурге надели на него наручники, усадили в автомобиль без номеров и увезли, как позже выяснилось, в Дагестан. С тех пор Сергей Петров и находился под стражей, а затем был приговорен к заключению.
Ранее "ДП" уже подробно рассказывал об этой истории.