Биткоин все больше превращается из валюты в товар, Каталония приценивается к выпуску собственной криптовалюты, а кандидат в губернаторы штата Канзас (США) обязан быть свободным от цифровых денег.
«Деловой Петербург» продолжает публикацию ревю самых значимых тенденций, сделок и курсов из мира криптовалют и других проектов, реализованных на базе блокчейн, за рубежом: этой теме в России, несмотря на растущий интерес, пока что уделяется очень мало внимания (другие выпуски криптодайджеста читайте здесь).
Испанская (пока еще) автономия Каталония, похоже, настолько уверена в своих перспективах превратиться в отдельное государство, что уже сейчас готовится к будущей независимой жизни. Представители мятежного региона внимательно изучают опыт Эстонии по предоставлению предпринимателям разных стран так называемого электронного резидентства – механизма, позволяющего основать эстонскую фирму, пользоваться услугами местных банков и платить налог в местную же казну, ни разу при этом не появляясь на территории государства.
Каталония хочет стать Эстонией
Публикации в СМИ не уточняют, хотят ли каталонцы скопировать эстонскую модель или как-то ее модернизировать. Единственное, что можно утверждать, – что намерения их серьезны: во-первых, они уже несколько раз побывали в Эстонии, во-вторых, призвали в консультанты самого Виталика Бутерина, сооснователя платформы Ethereum, крупнейшей площадки для проведения ICO. Русскоязычный канадец консультировал Каталонию по возможному ICO и выпуску криптовалюты, которая будет функционировать в рамках системы электронного резидентства.
Читайте также:
Блоги "ДП"
Грядущий хардфорк биткойна, и перспективы цены
Отметим любопытную вещь. Эстония собиралась также для своей системы устроить криптовалюту, Estcoin, и даже провести ICO, что стало бы и первой криптовалютой, эмитированной государством, и первым размещением от имени страны. Однако в процесс вмешался глава Европейского центрального банка Марио Драги, заявив, что вообще-то в Евросоюзе одна валюта – евро – и другим тут не место. В связи с этим Эстонии пришлось затормозить свои криптоподвиги, а вот Каталонии-то как раз ничего не мешает. Не исключено, что сепаратисты совершат революцию не только национального уровня, но и, так сказать, глобально-виртуального.
Биткоин опаснее Путина
К другим политическим новостям. Комиссия по этике правительства американского штата Канзас постановила, что кандидаты, претендующие на замещение выборных должностей на любом уровне – штата, города, поселка и пр., – не имеют права принимать взносы на избирательную кампанию в биткоинах.
Интересно, что Федеральная избирательная комиссия США финансирование цифровыми валютами совершенно спокойно допускает. В чем же дело, откуда такая разница в подходах? На федеральном уровне, как выяснилось, нормативная база для регулирования поступлений в биткоинах разработана, а в Канзасе ее нет. В связи с этим появляется риск, что благодаря анонимности биткоина кампания подвергнется влиянию могущественных «неидентифицированных лоббистов», опасаются члены комиссии. В результате случится то, что произошло из-за вмешательства в избрание президента США пресловутых русских хакеров в 2016 году. Ну и вообще участие в выборах каких-либо неопознанных субъектов противоречит принципам максимальной честности и прозрачности американской избирательной философии.
Так все-таки – валюта или товар?
Пример из Канзаса отлично иллюстрирует собой молодость как биткоина, так и других криптовалют не только в плане их возраста, но и болезней роста: отсутствия нормативной базы, общих подходов к регулированию и – шире – самого определения, что это такое само по себе.
На прошлой неделе дискуссия развернулась в интригующем ключе, который, возможно, со временем выведет нас к ответу на вопрос, чем же считать биткоин – средством платежа, как рубль, доллар, евро, или товарным активом вроде золота, какао, бобов и нефти?
Для начала дадим слово криптоскептикам.
Миллиардер из Омахи Уоррен Баффетт на встрече со студентами в очередной раз повторил, что считает биткоин пузырем, поскольку за монетой нет никакой ценности. Он отметил, что нелепо считать ценностью то, что с помощью криптовалюты можно быстро переводить деньги. Банковские чеки выполняют ту же самую функцию, однако никому не придет в голову требовать в банке по чеку больше денег, чем в нем указано, верно?
Центральный банк Индонезии словно услышал Уоррена Баффетта и провел против биткоина словесную интервенцию. Глава банка Агус Мартовардожо заявил буквально следующее: «Тот, кто будет использовать биткоин в качестве платежного средства, будем иметь дело с нами». Масштаб возможного наказания пока неясен, равно как и то, будут ли санкции за использование монеты не с целью платежей, а, например, для игры на бирже с последующим выводом в фиатные (традиционные) валюты, но нам сейчас важно обратить внимание на сам подход.
По словам Мартовардожо, любые финансовые инновации должны сначала получать одобрение банка и лишь затем использоваться на практике.
И главный индонезийский банкир, и оракул из Омахи, сайт компании которого сильно не обновлялся с 2000 года, упускают из виду или же просто опускают в своих комментариях тот факт, что биткоин все больше и больше превращается в средство накопления и сохранения инвестиций и инструмент спекуляции. Он, по крайней мере в последние полгода, выполняет ровно ту же функцию, которая в настоящее время принадлежит золоту и недвижимости (с тем исключением, что недвижимость не вращается на бирже).
На это обратил внимание предприниматель новой формации, сделавший свое состояние на платежной системе PayPal, Питер Тиль. Он отметил в интервью, что, будучи настроенным по отношению к криптовалютам скептически, видит будущее биткоина многообещающим: «Те, кто его критикует, его на самом деле недооценивают. Сейчас он как резервная валюта, как золото, средство для хранения ценностей. Вам нет необходимости использовать его в платежах». Что интересно, всего 3 года назад он был менее оптимистичен, заявив тогда, что биткоин испытывает серьезные инфраструктурные проблемы и потому не пригоден для расчетов. Но, как видим, монета постепенно меняет свою ориентацию, а вместе с ней меняется и ее восприятие в глазах успешных предпринимателей.
Точно такого же мнения придерживается и глава Центрального банка Южной Кореи Ли Джу Ёл, который заявил, что не считает криптовалюты именно валютами, а всего лишь коммодити, то есть товарным активом, который можно покупать и продавать, но которым нельзя расплачиваться за другие товары или услуги. И заодно добавил, что на данный момент центробанк страны не планирует предпринимать никаких регуляторных действий в отношении цифровых денег, но займется их внимательным изучением.
Три волшебные буквы – и вы богаче на 30%
Американский онлайн-ретейлер Overstock, кажется, нашел несложный способ резко поднять капитализацию. Стоило его CEO Патрику Бюрне заявить о том, что одна из дочерних структур компании, tZERO, собирается на ICO с прицелом на результат в $500 млн, как акции самого Overstock взлетели за неделю на целых 30%, с $35 до $46. Такой прыти мог бы позавидовать, наверное, даже сам биткоин. Более того, аналитики с Уолл-стрит дают прогноз по акциям в районе $57, и все это благодаря именно ICO.
tZERO совместно с парочкой других компаний планирует построить платформу, которая позволит торговать токенами, выпущенными в ходе различных ICO. Как сообщается, у платформы, которая уже существует, но пока не завершена, имеется лицензия, которая позволяет сделать будущие торги легитимными в рамках действующего законодательства. А это большое дело. Видимо, поэтому чрезвычайно смелое обещание собрать в ходе собственного ICO целых $500 млн, что примерно в 2 раза превышает имеющийся на данный момент рекорд (стартап Filecoin, мы писали об этом здесь), и возымело подобный эффект на акции ретейлера.
Напомним, что всего в 2017 году благодаря ICO стартапы собрали по всему миру более $3,2 млрд и планка в $5 млрд, вероятно, будет до наступления 2018-го покорена. Даже и без участия Overstock.