Смартфоны отечественных брендов, производимые в Азии, заняли на российском рынке место китайских брендов, которые продвинулись и перешли в более дорогой сегмент.
В сети "Связной" подсчитали, что продажи смартфонов отечественных брендов в РФ выросли за год (9 месяцев 2017 года по сравнению с 9 месяцами 2016–го) на 41% в штучном выражении и на 6% в денежном. За три квартала было продано 1,7 млн таких аппаратов на 6,8 млрд рублей. Доля российских гаджетов среди всех проданных в стране смартфонов (в штуках) увеличилась за год с 6,5 до 8,5%. В деньгах доля немного сократилась, с 2,9 до 2,7%.
В "Связном" оговаривают, что отечественные именно бренды, а не сами смартфоны: "Бренды российские, а производство — Юго–Восточная Азия". Самое интересное — прогноз, который дают в "Связном" для отечественных брендов. Их сравнивают "с китайскими производителями в начальный период их развития" в плане дешевизны аппаратов и широкого функционала. И так же, как азиатским аппаратам, предписывают путь вверх: "В дальнейшем ряд российских производителей будет расширять свой ассортимент моделями среднего и высокого ценовых сегментов".
Читайте также:
Бренды
Скрытые нематериальные ресурсы
Действительно, несколько лет назад бренды Huawei, ZTE на российском рынке никому ни о чем не говорили. Huawei, например, и вовсе "прятался" — выпускал смартфоны в кобрендинге с "МегаФоном". Сейчас это третий игрок на рынке РФ по объему продаж в рублях после Apple и Samsung. Точно так же сейчас мало кому известны российские бренды Digma, DEXP, Vertex, Highscreen, Oysters, Ginzzu, Irbis, Texet, Stark.
Однако отраслевые эксперты уверены, что путь у отечественных брендов принципиально иной, чем у китайских.
Средний класс смартфонов
"Интерес жителей нашей страны к смартфонам российских брендов обусловлен прежде всего стоимостью устройств, — признают в "Связном", — а также высоким для такой цены качеством и оптимальным набором функций. Подавляющее большинство "умных" телефонов отечественных компаний продается в самых популярных в России ценовых сегментах — до 5 тыс. рублей и от 5 тыс. до 7,5 тыс. рублей, составивших за 9 месяцев 2017 года 27 и 44% штучных продаж смартфонов соответственно".
Между тем самый перспективный, растущий сегмент — среднеценовой, от 10 тыс. до 20 с небольшим тысяч, говорят в Mobile Research Group. "Как раз в этом сегменте оказались флагманы азиатских производителей", — добавляют там.
Пока что движения в этот сегмент у отечественных брендов не видно. "Средняя цена проданного гаджета отечественного производителя за год уменьшилась с 5,4 тыс. примерно до 4 тыс. рублей", — сообщает "Связной". В компании объясняют это тем, что цены на основные комплектующие смартфона (чип LTE, экран и т. д.) за последние годы уменьшились.
Спрашивали — отвечаем
Главной проблемой отечественных брендов участники рынка и аналитики называют даже не отсутствие своих производственных мощностей (ведь даже iPhone собирают в Китае), а недостаточные вложения в разработку.
"Эти бренды можно считать российскими лишь условно, — говорит Алексей Широков, директор по закупкам "Евросети", — так как все разработки, дизайн и производство происходит в Китае. Эти марки пока будут оставаться в своем ценовом сегменте, потому для перехода в более дорогую категорию им нужны серьезные инвестиции в разработку и маркетинговые активности".
Представители российских брендов считают, что их действия недооценивают. "У нашего бренда Highscreen есть собственные разработки и R&D–отдел, — подчеркивают в Vobis Russia. — Смартфон из нашего модельного ряда был признан одним из лучших музыкальных смартфонов на рынке и полностью разработан нашими инженерами. Наш бренд сейчас и так находится в достаточно дорогом сегменте по сравнению с конкурентами, но до А–брендов нам еще очень далеко". "Мы активно следим за трендами рынка, ищем новые ниши. В нашем портфеле постоянно появляются новые продукты", — говорят в пресс–службе ТМ Digma.
А Сергей Крбашьян, генеральный менеджер сети магазинов "Позитроника", видит будущее российских брендов связанным с силовыми структурами: "Одной из точек роста рынка отечественных смартфонов является разработка российских версий мобильных операционных систем, предназначенных для использования в государственных и силовых структурах. Подобные аппараты требуют дополнительных сертификаций по стандартам информационной безопасности, поэтому российским игрокам будет гораздо проще пройти всю цепочку процедурных согласований".
Отечественные бренды — это все private label, иными словами, монетизация сбытовых возможностей, резюмирует Юрий Брюквин, глава агентства "Рустелеком": "Есть спрос на устройства с определенной характеристикой и ценой — под него private label и подстраивается. Там не строят долгосрочную стратегию, затрагивающую разработку. Это чисто продажи. Но это не значит, что такие смартфоны не могут отъесть чью–то долю. Могут, и не в растущем сегменте, а в стагнирующем и даже падающем".
“
Я бы не выделял российские бренды смартфонов в отдельную категорию. Нет таких потребителей, которые приходят в салон покупать "отечественные" аппараты. Все это — то, что называется private label — китайские смартфоны, адаптированные под Россию. Раньше сотовые операторы любили такие аппараты покупать, а сейчас они не играют в это. Не думаю, что российские бренды вырастут во что–то более серьезное, как это сделали ранее пришедшие на наш рынок китайские бренды. За теми стоят гигантские корпорации, а за отечественными нет производственных мощностей, они полностью зависят от того, что им предложат азиатские партнеры.
Эльдар Муртазин
ведущий аналитик Mobile Research Group
“
Смартфоны российских брендов производятся в основном в Китае. В этом ничего страшного нет — в России просто не получится сделать дешевле. Но самое главное их отличие от серьезных брендов — они мало вкладываются в разработку. Это неплохие, но ничем не выделяющиеся смартфоны. Поэтому я не вижу за ними никакой перспективы. Кроме того, они не ведут широкой рекламно–маркетинговой кампании. Такие аппараты часто выдаются в салонах в качестве подарка при покупке дорогой модели. Покупают их те, кто не может позволить себе более интересный вариант. Без серьезных изменений этим брендам светит только одно — оставаться позади.
Денис Кусков
генеральный директор TelecomDaily