Все, начиная с названия, заранее обещает очередное произведение в жанре магического патриотизма — нас можно понять, мы видели такого добра навалом. Все — и тема, и герой, и сюжет — громко вопят о неизбежности провала, еще заранее, до начала, тем удивительнее открытие, которое делаешь по ходу фильма. Все–таки многое зависит от авторов. Прежде чем взяться за тему, целиком предсказуемую, они хорошенько подумали о том, как воспринимает фильмы такого рода массовый зритель. В отличие от других режиссеров, снимающих в полной уверенности, что они несут свет и добро и люди толпами повалят на их фильм, авторы отнеслись к самому жанру критически.
Отдадим им должное, главным образом, конечно, Джанику Файзиеву, мастеру спецэффектов и батальных сцен, авторы приступали к работе с пониманием, что жанр вызывает у меньшинства раздражение, а у большинства — равнодушие. И постарались сделать так, по крайней мере, чтобы человек, случайно попавший на этот фильм, был удивлен тем, что тут все не так, как обычно. Файзиев снимал для случайно зашедшего зрителя, а не для "своего", то есть в известном смысле проявил уважение к зрителю.
XIII век. Русь раздроблена. В битве с Батыем в 1237 году полегло почти все рязанское войско во главе с князем Юрием Игоревичем. Рязанский воевода Евпатий Коловрат, узнав о нападении монголов, с "малою дружиною" спешно двинулся в Рязань — его отвага поразит даже монгольского хана Батыя. К неожиданностям можно отнести следующие: нет однозначности в оценках "наших" и врагов, врагам отдают должное, их изобретательности и силе, а "свои" показаны противоречиво. Князь Юрий вовсе не стремится "принять героическую смерть" — не имея ни достаточно войск, ни вооружения. Он пытается договориться с Батыем, откупиться и т. д. Такое поведение больше похоже на правду
У нас любят реальные события превращать в миф, Файзиев берет самый что ни на есть миф — в чистом виде — и раскрашивает его реалистическими деталями, это, как ни парадоксально, выглядит более убедительно.
Евпатий Коловрат (Илья Малаков) — обычный, не отличающийся выдающимися личными физическими данными воевода, к тому же страдает "короткой памятью" — после сна все забывает. Но в критической ситуации проявляет лучшие качества, свойственные русскому солдату, — изобретательность и выносливость, из любой мелочи, валяющейся под ногами, может соорудить, что называется, долговременную оборонительную линию.
Сюжет повторяет почти сознательно известные образы жанра, прежде всего "300 спартанцев", а также является оммажем фильму "28 панфиловцев", особенно имея в виду сцену с красным флагом, пробитым осколками, на безымянной высоте. Но все это сделано одновременно с самоиронией, без претензии на откровение, добротно и технически совершенно.
Тут есть известный эффект: имеется уже какой–то стандарт патриотики, и новое поколение режиссеров пытается не следовать ему, а отталкиваться от имеющихся стандартов — где нарушая, а где уже и высмеивая каноны. Важно тут, однако, другое: все более–менее мыслящие режиссеры понимают, что сложившийся патриотический канон исчерпал себя и не может породить ничего живого, с ним приходится бороться изнутри, как–то его модифицировать.
Где–то мы уже с этим встречались… Ах да, конечно. Соцреализм, борьба хорошего с лучшим, культура троеточий, недоговорок и намеков. Как говорится, скрепа ходит по кругу.