Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал бывшего владельца сети "Метрика" Евгения Лебедева банкротом и ввел процедуру реализации имущества должника. Сумма личных обязательств бывшего бизнесмена перед банками составляет 1,707 млрд рублей, что в сотни раз превышает размер его собственного имущества.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти вынес накануне решение по иску о собственном банкротстве Евгения Лебедева, бывшего владельца сети стройматериалов "Метрика", которое он подал 18 апреля 2017 года. Суд признал истца банкротом и ввел реализацию имущества должника.
Финансовый управляющий Евгения Лебедева Александр Багров рассказал "ДП", что из имущества должника в России практически ничего нет. Была выявлена только одна квартира, а по закону на единственное жилье не может быть наложено взыскание. Сам должник, по словам председателя ТСЖ, уже более года проживает за границей. Кроме того, обнаружились счета в банке на 2 млн рублей, которые были арестованы еще до банкротства. Но это небольшая сумма по отношению к заявленным требованиям кредиторов на 1,7 млрд рублей.
"Что касается активов за рубежом, то прошло мало времени, всего 4 месяца я работал управляющим. Так что тут поле деятельности для следующего арбитражного управляющего", — говорит Александр Багров, отметив, что он обжаловать решение в вышестоящей инстанции не будет, так как не видит смысла.
Основные кредиторы, которые заявили свои требования, — это ВТБ (530,3 млн рублей) и банк "Санкт-Петербург" (497,7 млн рублей). Сбербанк заявил требования на 650,6 млн рублей, но позже переуступил долг на сумму 650 млн рублей компании "СБК Актив", оставив за собой долг только на сумму 63 млн рублей, что составляет 3,62% от заявленных требований.
"В ходе личного банкротства Лебедева суд ввел процедуру реструктуризации задолженности. Но было установлено, что должник не имеет доходов, а планов реструктуризации финансовому управляющему не поступило, так как должнику пришлось бы выплачивать порядка 45 млн рублей ежемесячно в течение 3 лет. Поэтому реструктуризировать долг не удалось", — говорит Александр Багров.
По словам партнера, руководителя корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры" Кирилла Саськова, дальше возможны два варианта развития событий. Либо суд устанавливает, что должник добросовестно себя вел в ходе банкротства, не скрывал своего имущества и все, что выявили в ходе процесса, продали для погашения задолженности, и тогда долги перед кредиторами могут быть списаны. Либо суд устанавливает, что в ходе процесса должник вел себя недобросовестно (скрывал имущество, не содействовал арбитражным управляющим и т. д.), тогда банкротство завершается, но долг так и останется на физлице.
По закону о банкротстве физических лиц, Евгений Лебедев в течение 5 лет не сможет учреждать компании, занимать руководящие должности, на него распространяются ограничения на получение новых кредитов. При повторном банкротстве (добросовестно вел себя должник или нет) долги в любом случае не списываются.
При этом параллельно идет дело о банкротстве основных юрлиц, связанных с сетью "Метрика". В частности, в начале 2017 года начался процесс головной компании торговой сети ООО "Корпорация СБР" по иску Виталия Клепикова. В настоящее время в отношении юрлица открыто конкурсное производство на 6 месяцев, до 15 мая 2018 года. При этом балансовая стоимость активов должника составляет 152,9 млн рублей, недвижимость не зарегистрирована. Ранее банкротные процессы начались в отношении ООО "Метросфера", ООО "Стройбаза Рыбинская Маркет" и ООО "Стройформат". Долги юрлиц перед кредиторами на середину 2016 года превышали 10 млрд рублей. Основные кредиторы — это банк "Санкт-Петербург", ВТБ, Сбербанк.
"Зачастую бенефициары и руководители выступают поручителями по обязательствам подконтрольных компаний перед банками и контрагентами. В такой ситуации личное банкротство может помочь освободиться от огромных обязательств по итогам процедуры банкротства. В то же время если в связи с банкротством подконтрольных компаний бенефициар будет привлечен к субсидиарной ответственности, то от такого долга освободиться в личном банкротстве закон не позволяет. Однако далеко не все заявления о привлечении к субсидиарной ответственности суды удовлетворяют, в связи с чем у контролирующих лиц есть надежда избежать такого рода ответственности и по итогам процедуры личного банкротства очиститься от долгов в полной мере", — говорит руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса "Пепеляев Групп" Юлия Литовцева.
Напомним, что бизнес Евгения Лебедева, основным активом которого была сеть строительных материалов "Метрика", рухнул в 2016 году. В начале 2017 года головная компания торговой сети ООО "Корпорация СБР" официально объявила о решении объявить себя банкротом. В течение 2015-2016 годов юрлица, связанные с сетью "Метрика", получали многочисленные иски от поставщиков и заявления о банкротстве, параллельно руководство пыталось удержать компанию на плаву за счет снижения издержек, закрытия нерентабельных магазинов, продажи объектов недвижимости, в том числе конкурентам, чтобы удовлетворить требования кредиторов. Но большинство магазинов были закрыты, так как покупателя на них не нашлось.
В августе 2016 года основатель и владелец сети Евгений Лебедев продал сеть выходцам из "Альфа–Групп" Денису Избрехту и Алексею Каверину. Новым владельцам отошли оставшиеся четыре магазина, которые работали в собственных помещениях. Также в сделку вошли ряд земельных участков и объектов недвижимости, в том числе БЦ "Формида".
Сеть "Метрика" проработала на рынке DIY более 20 лет. На пике развития, в июле 2014 года, она насчитывала 112 магазинов, спустя год продолжили работу только треть объектов.