В Петербурге работают сотни такси, купленных в Москве по специальной программе субсидий. Сумма в 250 млн рублей, которую столичные таксисты ежегодно получают от своей мэрии, становится серьезным конкурентным преимуществом при выходе на региональные рынки. "ДП" проанализировал реестр лицензий, выданных Смольным таксистам, и насчитал свыше 1,6 тыс. машин с московскими номерами.
В общей массе выданных лицензий число московских такси невелико. Но реально перевозками как бизнесом занимаются далеко не все петербуржцы, получившие лицензии. А москвичи едут к нам именно работать. Кроме того, около 35% лицензий выдано в Петербурге физическим лицам, большинство из которых возят людей от случая к случаю. Так что в итоге доля московских машин на нашем рынке такси уже перевалила за 10%. Как правило, речь идет именно о крупных столичных компаниях, которые теснят местных игроков, находясь в более выгодном положении за счет полученных от московских властей денег на покупку автопарка.
За последние годы количество разъезжающих по Петербургу автомобилей с московскими номерами заметно увеличилось. Списать это на сезонный туристический интерес москвичей к нашему городу никак нельзя: зарегистрированные в столице машины используются здесь подолгу, возвращаясь на родину только после многолетней эксплуатации.
Эксперты связывают массовое появление московских номеров на петербургских улицах с введенным еще в 2013 году законом, по которому переоформление машины на нового собственника уже не требует смены госномеров. То есть, покупая машину в Москве, петербуржцы продолжают ездить с московскими номерами.
Еще одна большая группа петербургских машин с московскими номерами — автомобили, купленные корпоративными автопарками по лизинговым схемам. Зачастую московские лизинговые компании ставят их на учет в своем регионе.
Но все же самую значительную часть "иногороднего" парка составляют машины таксомоторных перевозчиков. Об этом часто говорят представители компаний-перевозчиков, но точными цифрами не располагает никто: в ГИБДД редакции "ДП" заявили, что такая статистика ведомством не ведется.
Московские схемы
Московские схемы
Среди игроков рынка популярно мнение, что количество машин с московскими номерами в Петербурге — результат действующей в Москве локальной программы субсидий от Департамента транспорта на приобретение авто в лизинг. Поскольку такие бонусы возможны только в Москве, некоторые перевозчики получают машину по выгодной стоимости в столице, а затем перевозят авто для использования в Петербурге. "Получение субсидий снижает себестоимость автомобиля, и поэтому перевозчик, выходя на рынок в Петербург, имеет льготы и предлагает клиенту более выгодные условия", — комментирует ситуацию коммерческий директор компании "Тройка карс" Александр Малинин.
Размер московских субсидий таксистам кажется не очень большим — в среднем по 25 тыс. рублей на машину. Всего по этой статье за последний год мэрия потратила свыше 250 млн рублей, и большая часть купленных по этой схеме машин все же остаются в столице. Однако 1,6 тыс. "понаехавших" к нам такси бросаются в глаза. Особенно за счет специфических московских специальных госномеров для такси типа "аа 000 77". По Петербургу ездит около 1 тыс. таких машин.
Среди самых крупных питерских владельцев легковых такси с московскими номерами — компании-перевозчики "Сириус", "Евротранс", "Тройка Люкс", "2412". Но в этом же списке есть и фирмы, основная деятельность которых никак не связана с перевозками: например, ООО "Бухэксперт", позиционирующая себя как юридическая компания, оформила разрешение на перевозки для 67 автомобилей из Москвы. Узнать, с какой целью компания, предоставляющая юридические услуги, получила лицензию такси, редакции "ДП" так и не удалось — наши звонки "Бухэксперту" остались без ответа.