Петербургские экологи продолжают бороться против прокладки газопровода "Северный поток — 2" через Кургальский заповедник в Ленобласти. Теперь они пытаются выйти на международный уровень. Это может создать проблемы в процессе строительства.
В конце января Росприроднадзор выдал положительное заключение на проект прокладки газопровода "Северный поток — 2", который реализует Nord Stream 2 AG и который должен пройти через территорию Кургальского заказника. Однако экологи, протестовавшие против вторжения в заказник, не намерены сдаваться: они отправили в Международный союз охраны природы (МСОП) переведенное на английский язык экспертное заключение с критикой "Северного потока — 2".
Экологи, утверждающие, что строительство нанесет огромный ущерб для многих видов краснокнижных растений и животных, уже давно выступают с критикой проекта, но на национальном уровне торпедировать проект они не смогли. Теперь они выходят на международный уровень.
"Проект реализуется международным консорциумом компаний, для многих из которых очень важна экология и своя репутация. Не хочу преувеличивать, но, думаю, у нас есть шанс повлиять на эту ситуацию и с поддержкой международного сообщества не допустить прохода трубы в Кургальском заказнике в том виде, как это предполагается сейчас", — рассказал руководитель центра экспертиз ЭКОМ РОО "Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей" Александр Карпов, один из авторов экспертизы.
Экспертная комиссия ЭКОМ, оценивавшая 138 томов проекта "Северный поток — 2", пришла к выводу, что компания просто экономит на экологической безопасности проекта: газовую трубу, по их мнению, можно пустить через Нарвский залив с переходом в морскую часть в районе деревни Венекюля, миновав Кургальский заказник посредством микротуннелирования, как это было сделано в Германии, но тогда проект подорожает. Стоимость удорожания экологи оценить не смогли, предположив, что она составляет 0,5% от стоимости проекта.
"Представитель Международного союза охраны природы (МСОП) на прошедшей недавно встрече высоко оценил стремление Nord Stream 2 AG к соблюдению международных экологических стандартов. А это, кстати, добровольно взятое нами на себя обязательство — сверх всех национальных требований. МСОП также выразил удовлетворение тем, что их пригласили к диалогу по вопросу разработки стратегии и программы сохранения биоразнообразия заказника в соответствии с международными стандартами, — рассказала пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Ирина Васильева. — При этом в МСОП заметили, что не располагают информацией о шагах, предпринятых компанией, которые предшествовали разработке стратегии сохранения биоразнообразия, включая выбор маршрута, проведенные исследования, проектные технические решения. Мы договорились продолжить диалог и поделиться интересующей Союз информацией, которая уже была ранее представлена российским госорганам, общественности, а также независимым международным экологическим аудиторам проекта".
Международный союз охраны природы имеет статус наблюдателя при Генеральной ассамблее ООН. В МСОП входят 82 государства, в том числе и Россия (представлена четырьмя общественными организациями и Министерством природных ресурсов), 111 правительственных учреждений со всего мира и более 800 неправительственных организаций. Штаб-квартира расположена в швейцарском городе Гланде.
Каких-то непосредственных полномочий влиять на процесс строительства у МСОП нет. "В сфере охраны природы МСОП — как ООН в сфере дипломатии, — рассказывает советник президента МСОП, доцент СПбГУ, глава НКО "Балтийский фонд" Рустам Сагитов. — Организация основана в 1948 году, в этом году ей исполняется 70 лет. Если экспертиза петербургских экологов покажется им правдивой, то они просто выскажут свое мнение, что нехорошо нарушать международные соглашения, и озвучат, что это противоречит экологической политике развитых стран. МСОП не владеет никакими юридическими рычагами, но имеет сильное влияние на общественное мнение. Союз может сильно повлиять на позиции западных компаний из числа инвесторов проекта".
С этой точки зрения экологи действительно могут опосредованно повлиять на ситуацию. Как показала практика прокладки "Северного потока", это возможно. Проект первого "Потока" начал разрабатываться еще в 1997 году, но функционировать начал лишь в 2011 году: за полгода до начала строительства из проекта вышла финская компания Fortum — как раз из-за критики финских экологов. Экологи могут также повлиять на позицию властей — "Северный поток" подвергался жесткой критике со стороны руководителей Польши, Литвы, Эстонии, Швеции и других европейских стран. Так, например, в Швеции строительство началось только в ноябре 2009 года, когда Nord Stream AG выполнила все условия, поставленные шведским правительством.
Партнерами "Газпрома" в Европе по проекту выступают компании Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall. Надо отметить, впрочем, что в Германии "Северный поток — 2" пока не встречает сопротивления: в конце января Nord Stream 2 AG получила первое разрешение на работы на континентальном шельфе от властей города Штральзунд, а правительство страны возразило против проекта поправок Еврокомиссии в Газовую директиву, которые бы негативно отразились на "Северном потоке — 2". И это несмотря на то, что в середине января Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Союз охраны природы Германии обращались к канцлеру Германии Ангеле Меркель с просьбой остановить строительство. Впрочем, строителям предстоит получить еще много разрешений — не только в Германии, но и в Финляндии, Швеции и Дании.
"Международный союз охраны природы и Рамсарская конвенция дали ясно понять, что компания Nord Stream не убедила их в необходимости прокладки газопровода через Кургальский заказник. Давать какие-то прогнозы по ситуации я не готов, но принципиальная позиция МСОП может в корне изменить ход проекта", — надеется исполнительный секретарь коалиции "Чистая Балтика" Михаил Дуркин.
Недовольство действующим проектом также высказал директор по программам "Гринпис" в России Иван Блоков. По его мнению, действующий проект газопровода нужно менять, а привлечение международного внимания к этой проблеме может в этом помочь.
Строительство газопровода "Северный поток — 2" ведется по дну Балтийского моря. Протяженность газопровода, ведущего в Германию, должна составить более 1,2 тыс. км, совокупная мощность — 55 млрд м3 ежегодно. Главным акционером Nord Stream 2AG является ПАО "Газпром". Общая стоимость проекта составляет 9,5 млрд евро. Половину стоимости должны профинансировать европейские инвесторы. Строительство позволит России поставлять газ в ЕС, минуя территорию Польши и Украины.