Сеть мини-маркетов "Естный" за 2 года закрыла более 100 магазинов и может покинуть петербургский рынок. Часть точек уже переоформлена на другие юрлица.
Петербургская сеть мини-маркетов "Естный" серьезно сократила сеть и рискует уйти с рынка. Еще в 2016 году в Петербурге сеть насчитывала около 150 магазинов, сейчас на сайте компании указано менее 50 адресов. Судя по данным "Яндекс.Карты", продолжают работу всего два десятка точек из этого списка.
Гендиректор АО "Новая розница" (управляет сетью "Естный") Алексей Гулый не стал опровергать информацию о закрытии сети, сказав, что ситуация непростая, и от дальнейших комментариев отказался.
Рост сменился сокращением
Сеть мини-маркетов стартовала в 2012 году под брендом "Местный", позднее магазины сменили вывеску на "Естный", так компании удалось зарегистрировать только этот товарный знак. В 2015 году компания вложила 240 млн рублей в запуск 80 мини-маркетов в Петербурге. Формат сети — мини-маркеты площадью 50-100 м2 с ассортиментом 700 наименований товаров повседневного спроса. ООО "Традиционная розница" и АО "Новая розница", которые управляют сетью "Естный", принадлежат местному предпринимателю Константину Остонену. Однако участники рынка связывали учредителей торговой сети с крупным дистрибьютором молочных продуктов ООО "4Ф". В прошлом году у него возникли финансовые трудности.
"Новая розница" охотно экспериментировала с форматом: открывала дискаунтеры "Ядёшев", алкомаркеты "Есенин". Однако распространение получил только проект "Буханка" — сеть пекарен, которая насчитывает несколько десятков точек в Петербурге и Московской области.
Летом "ДП" писал об амбициозных планах "Естного". Сеть мини-маркетов собиралась увеличить количество магазинов до 480 в течение 3 лет, вела поиск инвестора для расширения сети в Петербурге и Москве, а также запуска франшизы.
"В 2016-2017 году сеть "Естный" активно росла на рынке. Мини-маркеты открывались во встроенных помещениях от 50 до 100 м2 по всему городу", — говорит Роман Стогов, коммерческий директор STEIT. Часть площадей сдавалась в субаренду, в том числе для собственного проекта компании, сети пекарен "Буханка".
Сеть "Естный" стала сокращать количество точек примерно полгода назад, отмечают брокеры. "Они закрыли магазин на Европейском проспекте, а несколько месяцев спустя сообщили о расторжении договора аренды на проспекте Космонавтов", — говорит Роман Стогов. По данным JLL, в прошлом году "Естный" закрыл две точки из четырех на основных торговых улицах: на Московском проспекте и Большом проспекте П.С.
Ищут новую работу
Опрошенные сотрудники мини-маркетов подтвердили, что компания закрывает большое количество магазинов "с маленькими продажами". Эту же информацию обсуждают поставщики "Естного", на одном из форумов со ссылкой на коммерческого директора компании говорится о том, что с "20.02 сеть "Естный" закрывается". Поставщик алкогольной продукции в разговоре с "ДП" признался, что перестал работать с компанией из-за сокращения числа точек. "Начались проблемы, модель бизнеса оказалась нерабочей, похоже, что и впрямь закрываются", — поделился один из бывших контрагентов "Естного".
Корреспонденту, который представился как соискатель, продавцы одного из магазинов "Естный" сказали, что "лучше не надо — сами думаем, куда уйти".
Что любопытно, некоторые магазины под вывеской "Естный" теперь числятся на других собственниках. Например, магазином на проспекте Медиков теперь управляет ООО "Милна", принадлежащее Александру Соловьеву. Этой же компании принадлежит ряд "Естных", в ближайшее время их ждет ребрендинг и смена формата, рассказали в компании.
Так, STEIT после расторжения договора аренды по одному из магазинов сразу же получил предложение продлить контракт на тех же условиях от других лиц, и магазин продолжил работу. "Вероятно, как единая компания сеть "Естный" заканчивает свое существование, а магазины, которые работали "в плюс", подхватывают различные физические и юридические лица", — полагает Роман Стогов.
"Будем надеяться, что сеть останется на рынке, пусть не в прежнем масштабе", — говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков. По его мнению, причиной финансовой неуспешности ряда магазинов "Естный" могло быть отсутствие лицензии на алкоголь. "К сожалению, без этого условия рентабельность магазина может не дотягивать до необходимого уровня", — констатирует он. Кроме того, усугубляет положение сети и высокая конкуренция на петербургском рынке, так, например, в Петербурге серьезными темпами развивается уральская сеть "Красное&Белое", которая занимает помещения схожего размера, говорит он.
В целом сеть "Естный" — удачный проект, который востребован у жителей города, и имеет грамотное позиционирование, которое позволяет магазинам отличаться от засилия дискаунтеров, считает Иван Федяков.