“ДП” выяснил, куда ушли 82 млрд рублей “научных” грантов, выделенных преимущественно из бюджета страны, и какие несоответствия внутри федеральной целевой программы, финансирующей разработки, не позволяют полностью доверять ей. Система, распоряжающаяся деньгами налогоплательщиков, оказалась непрозрачной и ежегодно тратит на содержание самой себя сотни миллионов рублей.
Газетчики, книгоиздатели, маркетинговые агентства и многие другие объединились в деле продвижения отечественной науки за счет бюджета. Чтобы понять, какую именно пользу принесут налогоплательщикам их труды, "ДП" поговорил с десятками ученых, получающих деньги от государства за исследования в самых разных отраслях: медицине, изучении Арктики, робототехнике. И в конце концов выяснил, реальные данные о многомиллиардных тратах и их эффективности — большой секрет.
На программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" правительство выделило из федерального бюджета 160,9 млрд рублей. Объемы субсидирования не раз корректировались, и в итоге в 2017 году господдержка программы сократилась на 30 млрд рублей по сравнению с 2015 годом.
На данный момент в рамках ФЦП было выделено 2352 гранта на общую сумму 82,3 млрд рублей. Статус завершенных получили 1318 работ, 954 проекта исполняются, а с остальными 80 победителями контракт был впоследствии расторгнут. В программу попали и частные фирмы, далекие по основному роду своей деятельности от науки.
Кроме государственной поддержки, многие исполнители получают финансирование и от своих промышленных партнеров — компаний, в чьих интересах делаются научные разработки. Общий объем негосударственных вложений в программу составляет более 35 млрд рублей.
На старте программы Минобрнауки разработало систему оценки ее результативности. Учитывались такие показатели, как число публикаций в ведущих научных журналах, число патентных заявок на разработки, средний возраст исследователей, доля исследователей до 39 лет, объем привлеченных внебюджетных средств и дополнительные затраты. В 2015 году к этому списку добавилось количество созданных в ходе реализации программы рабочих мест.
Недостаточно данных
В целом работу официального сайта программы — основного инфоресурса, сообщающего об участвующих в ней проектах, — нельзя назвать идеальной. Это касается не только актуальности данных, но и их полноты.
Очередным подтверждением этому является невозможность ознакомиться с подробными сведениями по каждому участвующему в программе проекту.
И хотя в карточке любой получившей грант заявки на исследование или разработку есть разделы, содержащие документацию (в том числе отчетную) якобы конкретно по ней, в действительности таких документов в открытом доступе нет. Все файлы, “привязанные” к разным проектам, на деле идентичны и представляют собой лишь общие рекомендации для исполнителей по работе с сайтом, инструкции, указания по оформлению документов или порядок исполнения обязательств по договору. То есть эти документы применительны к любому проекту и не отражают специфику каждого из них: не содержат информацию о ходе выполнения работ, техзадание и детальную отчетность.
В Дирекции научно-технических программ — организации, которая администрирует работу программы в целом и занимается наполнением ее сайта, — "ДП" сообщили, что подробная финансовая отчетность выкладывается только по завершенным проектам и не публикуется, если работы по проекту еще ведутся.
Однако по первому случайным образом выбранному редакцией исследованию в области биотехнологии полного набора необходимых итоговых документов не оказалось. В частности, на сайте отсутствует резюме по промежуточному этапу работ, а это является техническим недочетом со стороны Дирекции.
Тем не менее подобных случаев совсем немного. Гораздо большей проблемой является то, что эти “отчетные” документы сами по себе неинформативны. Так, в резюме проектов вместо реальных расходов указаны лишь “плановые”, отсутствует детализация по финансовым затратам на конкретные этапы работ, а у некоторых проектов резюме представляет собой практически пустой документ, где указана только тема работы и объем финансирования.
В Дирекции НТП, однако, пояснили, что подробные сведения есть в распоряжении только у заказчика научных разработок, то есть непосредственно у Минобрнауки. По тому же адресу корреспонденту "ДП" порекомендовали обратиться и в Минэкономразвития, на сайте которого есть лишь сводная информация по реальным расходам ФЦП. Непосредственно в Министерстве образования и науки редакции "ДП" рассказали, что научно-техническая и финансовая документация по проектам размещается получателями субсидии в закрытой информационной системе экспертиз. Недоступность информации для простых граждан в ведомстве объясняют тем, что отчетная документация содержит конфиденциальные сведения с результатами интеллектуальной деятельности.
Куда уходят деньги
Неполнота информации по проектам вполне закономерно влечет за собой вопросы об адекватности реальной трудозатратности разработок и исследований объему выделяемых субсидий.
Как рассказал "ДП" директор по внешним коммуникациям издательства Сергей Григоренко, в рамках проектов будет создана “актуальная база знаний о перспективных профессиях; сформировано профессиональное сообщество, создающее и поддерживающее базу знаний о перспективных профессиях в актуальном состоянии”. Российские ученые, которых “ДП” попросил оценить адекватность заявляемых проектов, в первую очередь обратили внимание именно на работу “Просвещения”, назвав цели проектов непонятными, а обоснование цены непрозрачным. Возможно, дело не в самом проекте, а в том, как администраторы программы публикуют необходимые для анализа данные.
Это не единственный дорогостоящий проект по веб-разработке. Государство довольно щедро выделяет гранты на создание “цифровых и информационных платформ”, которые с точки зрения обывателя кажутся гораздо менее дорогими, чем на них выделяется денег. А иногда субсидии даются на разработки, содержание которых уловить практически невозможно. К примеру, рассчитанный на 2 года проект с расплывчатой формулировкой “создание и запуск цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами”, на который Сибирский федеральный университет получил от Минобрнауки 75 млн рублей. Результаты этой работы можно будет увидеть только в конце 2019 года, и остается только надеяться, что эта платформа будет стоить выделенных денег - сейчас понять, что и как должно делаться, невозможно.
Редакция "ДП" решила проверить, действительно ли разработка информационных интернет-площадок стоит тех денег, которые получают некоторые участники ФЦП. Однако эксперты лишь разводят руками: по их словам, информации о проектах, выложенных на сайте программы, недостаточно, чтобы ответить на этот вопрос. “Для полноценной экспертной оценки необходимо тщательное изучение технических спецификаций и заданий, сроков и требований к исполнителю по условиям конкурса”, — прокомментировал начальник отдела веб-разработки компании “IT Сфера” Василий Радченко.
К примеру, отталкиваясь от сегодняшних средних зарплат веб-разработчиков и веб-дизайнеров, 68 млн рублей, выделенных тому же “Просвещению” на сайт о рынке труда, хватит на двухлетнюю работу полноценного коллектива из 15 сотрудников. То есть речь, видимо, идет о создании с нуля какой-то мощной базы данных с очень серьезным пользовательским функционалом. К слову, каким образом эта сложная система будет обслуживаться после сдачи работ, в конкурсной документации нет ни слова, а ведь без этого проработает такой портал недолго.
Сам себе спонсор
Возникает вопрос: если ни обычный налогоплательщик, чьи средства также идут на проекты в рамках программы, ни специалист в научной области не могут отследить ход научных работ и оценить их качество, кто в таком случае владеет информацией и контролирует весь процесс? Для этого в структуре программы существует отдельный пункт "Управление реализацией программы". Согласно ему программа ежегодно получает 700-800 млн рублей из бюджета на обслуживание самой себя и на контроль своей деятельности.
Деньги распределяются по двум направлениям: информационно-аналитическое обеспечение и мониторинг реализации программы, а также организационно-техническое обеспечение мероприятий программы.
Для мониторинга работ по проектам Минобрнауки выбирает частные компании. Тем самым создается дополнительный контролирующий “орган”, который должен следить за исполнением программы и выявлять нарушения, хотя эту функцию могла бы осуществлять Дирекция НТП, в структуре которой есть отдел научной экспертизы.
Редакция попыталась связаться с выбранными в качестве “контролеров” предприятиями и узнать, насколько успешно реализуется программа сейчас, однако к открытому диалогу компании оказались не готовы. ООО “Военно-инженерная корпорация” (89,7 млн рублей), мониторящее проекты в области транспортных и космических систем, отказалось говорить о своих функциях в рамках программы, сославшись на закрытость “служебной информации”. Другая компания-монитор — “Институт разработки месторождений углеводородов” (73,7 млн рублей) — также не смогла предоставить ответ.
“Не пойми что”
Российские университеты отмечают, что Минобрнауки преимущественно выделяет деньги проектам на высокой стадии готовности. Несмотря на это, некоторые исполнители не готовы четко сформулировать ни ожидаемый результат проекта, ни его дальнейшее прикладное применение. Например, Александр Кутейников, руководитель проекта по созданию модели “многофункционального центра компетенций в области социальной работы с мигрантами”, за длительное интервью с корреспондентом “ДП” так и не смог предоставить конкретику по поводу предполагаемых функций центра, хотя с запуска проекта прошло уже полгода. Государство потратило на эту разработку из бюджета относительно немного — около 9 млн рублей, но как и когда она будет использоваться, неизвестно.
Отдельный подпункт в списке мероприятий реализации программы посвящен проведению конференций и прочих научных мероприятий. В среднем на него выделяется по 170 млн рублей в год. Цена одного такого мероприятия может достигать 20 млн рублей, но в основном траты скромнее: 1-5 млн рублей.
Кроме того, деньги налогоплательщиков порой идут на реализацию исключительно коммерческих проектов. Таковым, например, является “Разработка технологии получения функциональных продуктов питания на основе биологически активных веществ, выделенных из семян сибирской кедровой сосны”. Проектом занимается Кемеровский технологический институт промышленности, на его реализацию государство выделило 20,3 млн рублей: еще столько же университет получил от своего промышленного партнера. Хочется надеяться, что к середине 2019 года, когда работу планируется завершить, российская наука ощутит прорыв в области использования кедровых орешков.
В списке участников программы, посвященной научным исследованиям и разработкам, неожиданно отметилась газета "Коммерсант". Издание получило почти 33 млн рублей из бюджета на подготовку и онлайн-распространение "информационного бюллетеня", который должен рассказать научному сообществу и молодежи об актуальных направлениях государственной политики, в том числе в сфере науки и инноваций.
В списке участников программы, посвященной научным исследованиям и разработкам, неожиданно отметилась газета "Коммерсант". Издание получило почти 33 млн рублей из бюджета на подготовку и онлайн-распространение "информационного бюллетеня", который должен рассказать научному сообществу и молодежи об актуальных направлениях государственной политики, в том числе в сфере науки и инноваций.
Состоявшиеся проекты
Один из самых "дорогих" проектов программы сформулирован как "обеспечение доступа к лицензионным научным базам данных (например, Scopus и Web of science)". Заявителем работ является московская публичная научно-техническая библиотека, проект получил грант размером 975 млн рублей. Как рассказал в интервью “ДП” руководитель проекта, генеральный директор библиотеки Яков Шрайберг, эти деньги обеспечили доступ к базам данных для 1300 научных центров и институтов России.
Такую дороговизну лота Яков Шрайберг объясняет высокой стоимостью подписки и ее сложносоставной структурой: приобретая доступ к одному электронному журналу, пользователь по факту покупает вместе с тем подписку на десятки других изданий, откуда и вырастает солидная итоговая цифра. Проект обозначен на сайте программы как завершенный, однако гендиректор научно-технической библиотеки сообщил "ДП", что Минобрнауки решило продлить сроки.
Среди выполненных проектов по программе большую долю составляют работы по организации научных форумов и конференций: реальных разработок и исследований в этом списке меньше половины, поэтому пока что нельзя оценить эффективность программы в целом. Тем не менее есть ряд завершенных проектов, которые принесли очевидные результаты.
А вот ученые Саратовского государственного технического университета им. Гагарина получили в сумме 160 млн рублей на создание “антропоморфного робота-ассистента для педагога”. И хотя со стороны название проекта звучит по меньшей мере странно и может вызвать ассоциации с научно-фантастическими фильмами и сомнения относительно полезности такой разработки, профессор саратовского университета Александр Храмов, возглавляющий проект, убежден в обратном.
Как рассказал ученый "ДП", робот предназначен для двух основных “целевых групп”: дети школьного возраста с психоневрологическими ограничениями, в том числе дети с аутизмом, и взрослые специалисты, занимающиеся преимущественно физическим трудом. В первом случае робот является своеобразным "собеседником" ребенка и обучает его простым навыкам общения. Адаптируясь под особые алгоритмы работы мозга ребенка, робот помогает скорректировать, улучшить процесс его обучения, чтобы не "перегрузить" ученика и поддерживать в норме его эмоциональное состояние.
Робот также может помочь специалистам физического труда, желающим освоить новые навыки. В таком случае он будет представлять собой элемент экзоскелета, например экзоруку, которая позволит корректировать движения при обучении мастерству, требующему точности движений (например, ювелирному) и добиться более качественного выполнения работы.
Промышленным партнером проекта выступило НПП "Андроидная техника" из Магнитогорска. Предприятие вложило в разработку 80 млн рублей.
Еще одним удачным примером из списка проектов-участников программы является разработка нового кава-фильтра (импланта, который позволяет избежать летального исхода пациентам с тромбозом). И хотя само по себе это изобретение нельзя назвать новым, потому как уже вовсю используется в мировой медицине, ученые из института металлургии и материаловедения РАН, выигравшего грант в 120 млн рублей, стремятся улучшить разработку, сделать кава-фильтр менее токсичным для организма и более функциональным.