Краткая история санкций. Часть I. Монографический обзор политолога Натальи Ереминой

     

Наталья Еремина, доцент СПбГУ :

Причины введения санкций

Использование санкций, связанных с наложением запрета на разного типа сотрудничество, прежде всего торговое взаимодействие с определенной страной, — довольно распространенный инструмент давления, относящийся исторически к военным действиям, как правило предшествующий военным действиям или применяемый для усиления своих позиций во время военных действий. Институт санкций в истории также применялся против политических конкурентов. Постепенно санкции стали использоваться по большей части как инструмент нечестной экономической конкуренции и влияния на политическую ситуацию в конкретной стране.
Сначала наиболее часто инструмент санкций использовали британцы, которые, производя наибольший объем промышленных товаров, имели возможность экономически и политически давить на другие государства. Кстати, именно стремление британцев защитить свои экономические интересы стало одной из причин вступления страны в Первую мировую войну. Как и для США, если вспомнить их стремление противостоять Японии, против которой они ввели санкции на поставки энергоносителей. Это также объясняет, почему Япония сочла главным врагом именно США, а не СССР. Или вот другой пример, связанный с экономическими интересами: в 1973 году арабские страны — экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов в США, выступая против их поддержки Израиля, что вызвало затяжной энергетический кризис. В ответ США разорвали технологическое сотрудничество с этими государствами.
В дальнейшем США сменили британцев на полях санкционных войн и часто стали использовать инструмент санкций, особенно в период холодной войны. Но за последние годы этот инструмент используется ими намного чаще, нежели ранее. Да к тому же как минимум половина мира, если не большая его часть, была подвергнута тем или иным санкциям со стороны США. США также активно поддерживают международные санкции на поставки технологий, оружия или конкретных товаров в те или иные страны. Важно, что в 1990-е США признали, что под санкции, наложенные ими, могут попадать продукты питания и даже лекарства, и в таком случае санкции вполне можно рассматривать как инструмент войны. В целом США очень привержены институту санкций и считают себя вправе налагать их тогда, когда им заблагорассудится. При этом в США санкции против других стран вводятся не только федеральным правительством, но и штатами, и местными властями — даже на уровне городских властей.
Россия традиционно часто сталкивалась и сталкивается с санкциями, введенными против нее, как правило, Британией и США. И в этом контексте сейчас это инструмент геополитической борьбы, направленной на сохранение однополярного мира во главе с США. Поэтому поддержка санкций, введенных странами англосаксонского мира против России, другими государствами – это лакмусовая бумажка позиционирования государств на мировой арене. Вообще же Россия имеет очень большой опыт жизнедеятельности в условиях санкционного режима. Важно отметить и тот факт, что ввод санкций, как правило, сопровождается негативной информационной пропагандой против страны, подвергнутой санкциям.

История антироссийских санкций

Как правило, когда говорят о первых санкциях против России, упоминают период правления Ивана Грозного, который, вступив в Ливонскую войну, вызвал против себя шквал информационного негатива, лившегося из соседних стран, а также экономические санкции. В частности, санкции коснулись поставок меди и бронзы из европейских государств в Московское государство. Попытки влияния и давления были продолжены уже в XVII веке и имеют отголосок в событиях Смуты. Тем не менее реформы и создание огромного и мощного в военно-политическом плане государства обеспечили ему спокойствие. И фактически к целенаправленной войне с Россией посредством санкций некоторые европейские страны вернулись только в XIX веке. Тогда страны Европы, прежде всего Британия, стремились ограничить российское влияние в Европе, ослабить позиции России, что и случилось после Крымской войны. При этом именно события Крымской войны и послевоенного периода были отмечены масштабной информационной войной против России. С окончанием XIX века информационная война против России не закончилась. А Россию продолжали изображать в качестве того или иного чудовища (довольно часто на картах Россию изображали в виде осьминога-монстра, или огромного медведя, или даже катка), якобы угрожающего «цивилизованному миру».
После Великой Октябрьской революции и подписания договора Советской России с Германией последовали новые санкции. Их ввели в 1919 году США и страны Антанты. Притом что еще до ввода санкций эти государства осуществляли интервенцию на территории России. Данные санкции, по мысли указанных стран, должны были усилить проблему голода в новом государстве, дабы таким образом ослабить советскую власть. Более того, в 1925 году была введена «золотая блокада», когда государства Европы и США отказались торговать с СССР за золото, в результате чего СССР нарастил поставки зерна и нефти для покупки необходимого оборудования для возникающей индустрии. В 1930 году последовал запрет этих же стран на импорт из СССР всех товаров, кроме зерна. Эта ситуация привела к плачевным результатам, поскольку масштабный вывоз зерна усугубил ситуацию с обеспечением продовольствием в СССР. Так, период 1932-1933 годов был ознаменован масштабным голодом («голодомор»). Собственно, к нему, таким образом, также приложили руку «западные партнеры». Только в 1934 году золото снова стало средством платежа. Очередные санкции были введены против СССР в 1939 году в связи с советско-финской войной. Тогда были запрещены поставки в СССР из США определенных металлов и компонентов для авиационной промышленности. Однако в этот же период 1920-1930-х годов из США прибывали в СССР автомобили, станки и некоторое другое оборудование.
Во время Второй мировой войны санкции против нашей страны, конечно, не вводились, так как СССР был союзником для США и Великобритании. Однако после ее окончания и речи У. Черчилля в Фултоне их можно было ожидать уже в скором времени. И это при том, что, казалось бы, после Второй мировой войны всем участникам международных отношений стало ясно, что торговать по оговоренным правилам выгоднее, нежели придерживаться политики изоляционизма и протекционизма. Но идеология возобладала. В 1948-1949 годы США ограничили экспорт оборудования в СССР. Они  даже приняли закон об экспортном контроле. Для этой же цели США инициировали создание Координационного комитета по экспортному контролю для реализации задачи сохранения «технологического отставания СССР», что означало уже системный характер американской санкционной политики. В дальнейшем подобные ограничения продолжались и вводились новые. Например, в 1962 году был введен запрет продавать в СССР трубы большого диаметра. Нельзя также не сказать о поправке Джексона-Вэника, которую ввели в 1974 году и отменили лишь в 2012-м, хотя проблема взаимоотношений России и Израиля была уже давно разрешена. Благодаря этой поправке в отношении товаров, поступавших в США из СССР, вводились высокие тарифы.
В 1981 году США продолжили борьбу с СССР в сфере энергетики и обороны. Они запретили своим компаниям поставлять в СССР оборудование для строительства нефте- и газопроводов (речь идет прежде всего о блокаде строительства газопровода Уренгой — Помары — Ужгород), которые связывают Россию и страны Европы. Санкционная политика США позволила нашим европейским партнерам взвинтить цены, что заставило СССР значительно увеличить экспорт золота. Очередной виток санкционной войны случился после инцидента с корейским авиалайнером в 1983 году. Тогда США блокировали воздушное сообщение с СССР. После этого США сосредоточились на углеводородной сфере через влияние на ценообразование в торговле нефтью.
И даже после распада СССР введенные ранее санкции продолжали действовать — хотя бы в рамках запретительных мер. Более того, появились новые санкции, под которые попадали российские научные учреждения. Например, под американские санкции попали 10 научных учреждений России за сотрудничество с Ираном в ракетной области, хотя в 2010 году они были отменены. В это же время усилилось персональное давление через инструмент санкций. В 2012 году был принят «акт Магнитского», согласно которому вводились конкретные санкции против конкретных лиц. Этот акт позволил США заявить о том, что политическое руководство России в целом представляет собой авторитарный режим, с которым нет необходимости считаться.
Новый масштабный виток санкционной политики США начался в 2014 году.

Вторая часть статьи Н. Ереминой будет опубликована на нашем сайте в ближайшее время.