01:0114 мая 201801:01
1153просмотров
01:0114 мая 2018
Год назад вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, делающие приоритетным ремонт вместо страховой выплаты. Особого эффекта от этого новшества участники рынка пока не видят.
На так называемое натуральное урегулирование убытков по ОСАГО возлагали большие надежды как страховщики, так и владельцы станций техобслуживания (СТО). Первые рассчитывали отбить желание покушаться на страховые выплаты как у мошенников, занимающихся автоподставами, так и у автоюристов, перехватывающих автовладельцев после ДТП и покупающих у них право выжимать выплаты из страховщика за малую долю предполагаемой добычи. А владельцы автомастерских ожидали потока заказов на ремонт от попавших в аварию клиентов страховых компаний.
Пользы пока мало
Надежды оправдались лишь частично. Поправки в закон об ОСАГО вступили в силу более 12 месяцев назад — 28 апреля 2017 года. За это время, как рассказывают страховщики, они успели заметить некоторое снижение активности автоюристов и мошенников. Доля урегулирования убытков по ОСАГО ремонтом постепенно растет, но она все еще не дотягивает даже до 50%, не говоря уж о 100%.
Например, Юрий Нехайчук, официальный представитель СК "АльфаСтрахование", оценивает долю урегулирования ремонтом убытков по ОСАГО в 25–30% в целом по стране. "Но она сильно колеблется от региона к региону. Если, например, на Урале эта доля достигает 56%, то в СЗФО уезжают на ремонт чуть более 20% авто", — уточняет он. Но позитивный эффект от поправок в закон за год все же успел проявиться. "Мы видим снижение числа претензий по сумме ущерба по новым договорам, заключенным именно после введения поправок в прошлом году", — отмечает Юрий Нехайчук.
Между тем рынок ОСАГО сокращается, несмотря на то что продажи автомобилей растут. В 2017 году количество проданных в России автомобилей увеличилось на 12%, а объем собранных премий по обязательной автогражданке упал на 5%. Среди причин такого расхождения сами страховщики называют рост числа автовладельцев, имеющих скидку на ОСАГО (применение коэффициента бонус–малус), а также распространенность фальшивых полисов и езды совсем без полиса ОСАГО, благо штраф за это составляет всего 800 рублей — в несколько раз меньше стоимости полиса, а вероятность попасться не так уж велика.
Но еще одной причиной, безусловно, является невысокая активность в продвижении этого вида страхования со стороны самих страховщиков, страдающих от убыточности ОСАГО.
Опрошенные "ДП" представители автодилеров признались, что похвастать большим притоком клиентов с полисами ОСАГО они пока не могут.
Автоюристы в игре
Александр Холодов, председатель координационного совета по Петербургу и Ленобласти межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора", уверен: "Слова про "натуральное ОСАГО" —это по сути был глобальный обман, чтобы фактически запретить обращаться за выплатами к юристам и заставить сначала приходить в страховую компанию. В большинстве же страховых компаний на месте клиента склоняют к выплатам в денежной форме вместо ремонта. Страховым компаниям выгоднее платить деньгами. Во–первых, это позволяет абсолютно законно уменьшить сумму (ремонтной мастерской нужно платить за новые запчасти, а денежная выплата происходит с учетом износа), во–вторых, меньше возни. Ну и в–третьих — клиенту же можно поменьше заплатить, а если будет возмущаться, то немного доплатить позднее".
По словам Холодова, рынок юридических услуг для автомобилистов вовсе не умер из–за введения натурального возмещения по ОСАГО, как на это надеялись страховщики. Некоторые сложности в работе автоюристов появились, но это скорее просто неудобства для клиента (например, машину обязательно нужно показывать в страховой). Миграции автоюристов из споров по сумме ущерба в область споров по качеству ремонта, по оценке эксперта, пока не происходит. "Угрозы автоюристов насчет того, что они будут судиться и по ремонту тоже, не оправдываются", — согласен с такой оценкой президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Полисы подорожают
Интерес страховщиков к урегулированию убытков по ОСАГО ремонтом может подтолкнуть будущее увеличение стоимости полисов, надеется один из опрошенных "ДП" автодилеров. По его мнению, после недавнего переизбрания президента и смены состава правительства препятствий для такого (несомненно политического) решения стало меньше.
Страховщики давно готовят общественное мнение к повышению тарифов ОСАГО, называя их текущие уровни неадекватными. По данным исследования РОМИР, в феврале 2018 года доля автовладельцев, положительно оценивающих идею либерализации тарифов, выросла до 58% по сравнению с 53% в ноябре 2017 года.
“
За год, прошедший со вступления в силу поправок к закону об ОСАГО о натуральном урегулировании убытков в виде ремонта, значимых изменений во взаимоотношениях страховщиков и автосервисов не произошло. Несмотря на все усилия, которые предпринимают автодилеры по снижению стоимости услуг и оригинальных запасных частей, страховые компании не спешат увеличивать поток направлений автомобилей, находящихся в гарантийном периоде, как это прописано в поправках к закону. Их основным аргументом является низкая стоимость ОСАГО, которая регулируется Центробанком РФ.
Владислав Рыдаев
Генеральный Директор ГК "Терра–Авто"
“
В прошлом году доля урегулирований по натуральному возмещению составляла 15%, сейчас с каждым месяцем она все возрастает и составляет около четверти. Это объясняется тем, что обновляются договоры ОСАГО и появляется все больше договоров, заключенных с даты вступления поправок в силу. Хоть и не все наши ожидания от реформы воплотились в жизнь, у страхового сообщества появились дополнительные рычаги для борьбы с мошенничеством. В тех регионах, где латентное мошенничество выше, активнее используется механизм оплаты ремонтом. В некоторых проблемных регионах доля натурального возмещения достигает 40%.
Игорь Юргенс
президент РСА