Идея подрядчика Ростуризма запретить Booking.com провалилась еще на этапе обсуждения. От инициативы демонстративно открестились в Минкультуре, а туриндустрия единодушно выступила против. Подобные предложения, по мнению участников рынка, могут быть продиктованы налоговыми претензиям государства и политической конъюнктурой, однако заменить такие сервисы уже нечем.
Минкульт выступил против запрета сервиса бронирования Booking.com в России после того, как поручил Ростуризму изучить целесообразность такого ограничения. Идею, с которой выступил глава туроператора "Свой туристический сервис" под предлогом ответных санкций, отвергли в самом Ростуризме и раскритиковали единодушно все участники туристического рынка в России. В Минкульте пояснили, что поручение Ростуризму было направлено формально, поскольку это предусмотрено законом о порядке рассмотрения обращений граждан.
Турфирмы отмечают, что запрет сервисов бронирования в России приведет к непредсказуемым последствиям, поскольку и клиенты, и туроператоры уже привыкли к подобной услуге и все равно будут искать альтернативы — сегодня ни операторы, ни действующие системы в полной мере их не заменят. Для отельеров в случае запрета главный конкурент Booking.com в сфере бронирования российских отелей, компания "Академсервис", поднимет ставку, которая и сейчас составляет 20-25%. Запрет популярного иностранного сервиса в России — это скорее политический жест, не имеющий отношения к туристическому бизнесу, отмечают участники рынка.
Предложение от подрядчика Ростуризма
С инициативой ограничить деятельность Booking.com в Минкультуры еще в апреле обратился руководитель группы компаний "Свой туристический сервис" ("Свой ТС") Сергей Войтович, по мнению которого, сервис получает от отелей более выгодные условия, чем российские компании. Он предложил ограничить возможность бронирования российских гостиниц на этом сервисе для клиентов, находящихся на территории России.
Инициативу Войтович представил как одну из контрсанкционных мер. По его мнению, Booking.сom фактически занимается в России туроператорской деятельностью, не являясь при этом туроператором и не выплачивая взносы. Он оценил долю сервиса на рынке услуг бронирования номеров в российских отелях в 60-70%.
Российские туроператоры, подчеркнул он, вытесняются с территории отелей. "Когда мы стали приходить в небольшие гостиницы, нам говорили: мы не очень заинтересованы в российских туроператорах, так как у нас есть Booking.com. И такая ситуация почти везде — группы и деловых туристов гостиницы еще готовы принимать, но индивидуальные бронирования отданы "Букингу", — пояснял Войтович.
Позже выяснилось, что компания "Свой ТС" оказалась подрядчиком Ростуризма, а Войтович — создателем нескольких клонов Booking.сom в России. Согласно данным СПАРК, в 2016-2017 годах "Свой туристический сервис" получил пять контрактов от Ростуризма на проведение разных выставок и презентаций за рубежом на 22 млн рублей. Сам Войтович основал ООО "Букингсервис" и сайт Bsmos.ru, сервис бронирования Svoy-hotel.ru и сайт туристических услуг Reservation.ru.
Формальное обращение
Во вторник, 22 мая, РБК со ссылкой на источники написал, что Минкультуры обратилось в Ростуризм с просьбой "рассмотреть предложение по запрету деятельности Booking.com" в России. Ростуризм ответил, что направил соответствующие запросы в профильные общественные организации. Представить свою позицию по этому вопросу Ростуризм, согласно сообщению, должен был до 4 июня.
В итоге в Минкультуры заявили, что категорически против этого предложения. Директор департамента туризма и региональной политики Минкультуры Ольга Ярилова подчеркнула, что работе Booking.com в России "ничто не угрожает". "Ведомство категорически против подобной постановки вопроса в принципе", — отметила она.
Минкультуры, добавила она, не имеет полномочий запрещать или же планов каким-либо образом регулировать работу сервиса. Обращение с предложением ограничить работу Booking.com ведомство было обязано направить в Ростуризм для подготовки ответа. Так предусмотрено законом о порядке рассмотрения обращений граждан. "Это абсолютно стандартная процедура, которая носит технический характер", — пояснила Ярилова.
В Ростуризме также не поддержали предложение, поскольку сервис "востребован российскими гражданами". "Федеральное агентство по туризму не имеет полномочий по запрету на использование сервиса онлайн-бронирования Booking.com, равно как и планов по какому-либо регулированию его деятельности", — говорится в сообщении агентства.
Платить налоги, но не закрывать
Российский союз туриндустрии (РСТ) в ответ на угрозу запрета Booking.com призвал активнее регулировать работу сервиса, но не запрещать его, поскольку это "лишит потребителей права выбора". "В частности, надо заставить сервис зарегистрироваться в России и платить налоги как российское предприятие, чего сейчас не происходит", — заявила Интерфаксу пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.
Президент РСТ Сергей Шпилько, в свою очередь, отметил монополию сервиса: Booking.com уже стал очень крупным игроком и на мировом, и на отечественном рынках. Сейчас его комиссия достигает 18%, что сопоставимо с вознаграждением крупного туроператора: "По мере увеличения рыночной доли размер комиссии Booking.com, скорее всего, будет только увеличиваться, мы же заинтересованы в том, чтобы российский рынок гостиничных услуг был конкурентным", — заявил Шпилько
Российские владельцы гостиниц выступили против запрета. "Гостиницы большой процент получают от договора с Booking.com, большинство отельеров категорически против запрета — как и мы", — сказал глава Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин. Он добавил, что в случае запрета Booking.com, его главный конкурент, компания "Академсервис", поднимет ставку для отельеров, которая и сейчас составляет 20-25%.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов также отметил, что возможный запрет Booking.com угрожает бизнесу отельеров. "Это существенный канал продаж, некоторые гостиницы через Booking.com реализуют 30-50% своего предложения. Индивидуальным путешественникам, которых все больше, гораздо удобнее бронировать онлайн", — пояснил Прасов.
Директор ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко подчеркнул, что все компании, которые продают туристический продукт напрямую или через Интернет, должны быть в равных условиях, платить налоги в том числе. "В данной ситуации не всегда это происходит. и есть, безусловно, некие преференции компаниям, которые дистанционно через электронные средства продаж реализуют свой продукт. К сожалению, турист предоставлен сам себе, его интересы не может защитить ни государство, ни он сам", — отметил Осауленко в комментарии RT.
Интерес "Букинга" и на 15 лет назад
Провалившийся запрет Booking.com был вполне ожидаем, шумиха вокруг этого несостоявшегося ограничения на рынке может быть продиктована интересами самого сервиса — ему нужно повысить узнаваемость бренда и публичными попытками государства регламентировать работу таких сервисов, а также получать с них налоги, считает гендиректор туроператора "Питертур" Юлия Большакова.
"Мы, туроператоры, сталкиваемся с подобными инициативами примерно раз в месяц, эта тема постоянно муссируется в сообществе. Грубо говоря, классическому туроператору всегда выгодно, чтобы не было Интернета и сервисов бронирования. Запретить можно что угодно, но это неправильное решение. Это развитие рынка, и ограничения здесь не имеют смысла. Это все похоже на такую утку, запущенную самим же прекрасным "Букингом" — это позволило привлечь к нему пристальное внимание", — отметила Большакова
По ее словам, шум вокруг этого запрета стоит из-за того, что интернет-продажи не могут регулироваться государством, а сервисы бронирования продолжают войну за клиента. "Туроператоры платят за гарантию, но через Интернет можно купить все дешевле. Глобальные сервисы бронирования выживают за счет того, что не только напрямую заключают договоры, но и через посредников выходят сразу на прямого клиента. При этом у них, у таких сервисов идет ожесточенная конкуренция за подключение к гостиницам, им нужно активно продвигать свои услуги. Государство, конечно, запрещать ничего не будет, но уже пытается понять, как собирать с них налоги. Этим, в частности, объясняется повышенное внимание к запрету Booking.com", — пояснила глав "Питертур".
Коммерческий директор "Вест Тревел" Сергей Хохлов допускает и политический фактор в лоббировании подобного запрета. Но ограничение таких сервисов в существующих рыночных реалиях невозможно, констатирует он. "Сейчас в это дело вмешивается политика — Booking.com не наш, запрет на волне истории с Telegram, также у государства возникают вопросы к обработке персональных данных клиентов — там есть подводные камни. Даже если все такие сервисы запретят — люди будут обходить ограничения у нас или бронировать на зарубежных площадках. Это, конечно, перераспределит спрос в сторону турагентств. Но агрегаторы уже стали массовыми, и отучить их огромную аудиторию от такой услуги уже не получится", — считает Хохлов.
Booking — не уникальный игрок на рынке. Единственная причина, по которой этот сервис получает от международных гостиничных сетей иные по сравнению с российскими туроператорами условия, — разница в объемах продаж, отмечает представитель одного из сервисов бронирования. При этом около 80% средств размещения в России несетевые, и при взаимодействии с ними туроператоры вполне могут рассчитывать на устраивающие их условия. "Что касается потребителей, то единственное неудобство для них может быть связано с тем, что в случае введения ограничений в отношении Booking путешественникам придется освоить другие сервисы бронирования. Альтернатив Booking достаточно много, а некоторые из них не уступают ему по уровню качества и базе вариантов", — подчеркивает участник рынка.
В первую очередь запрет сервиса Booking.com ударит по российскому бизнесу, по отелям, которые получают массу бронирований через этот сервис, и по людям, гражданам России, которые привыкли им пользоваться, уверен бывший коммерческий директор группы отелей "Марриотт" в Петербурге, директор по продажам и маркетингу Sheraton Astana hotel Яков Адамов. По его оценке, около 95% отелей принадлежит российским предпринимателям, в том числе отели под управлением международных брендов. "Опосредовано это ударит по бюджету, так как бизнес в первое время просядет, налогов заплатит меньше, меньше закупит продуктов и услуг у поставщиков. Просядут смежные сферы", — отметил он.
Доля бронирований booking.com варьируется от 12 до 80% в отеле в зависимости от принадлежности к бренду, месторасположения и стратегии продаж, напоминает отельер. "Почему предлагают запретить Booking.com, а не аналогичные сервисы, такие как Expedia, Agoda, Hotels.com? Тут прослеживается нарушение антимонопольного законодательства. Если запретят только Booking, от этого однозначно выиграют их конкуренты. В случае если закроют все сервисы,то мы вернемся на 15 лет назад. Есть еще репутация страны и привлекательность для иностранного туриста, о которых тоже необходимо думать в первую очередь. Наш рейтинг и так не высокий. В случае запрета все еще раз убедятся в нашей ограниченности", — уверен Адамов
Сервис Booking.com был основан в Амстердаме в 1996 году, предоставляет услуги по онлайн-бронированию отелей по всему миру и принадлежит американской компании Booking Holdings. Весной прошлого года сервис запретили в Турции. Претензии местных властей касались необходимости получения лицензии туристического агентства для работы на территории страны По данным SimilarWeb на апрель 2018 года, сайт Booking.com занимает 79-е место в глобальном рейтинге сайтов и 67-е — среди пользователей РФ. В апреле на сайте Booking.com были зафиксированы 420,5 млн заходов со стационарных компьютеров и ноутбуков. Наибольший трафик обеспечила Россия (7,49% аудитории). Второе место вслед за Россией занимает США с 6,85% всех заходов.