Опасения отельеров подтвердились: гостиницы высокого класса так и не смогли продать номера, от которых отказался дилер FIFA. Игроки рынка уже объявили сезон белых ночей 2018 года провальным: недополученная выручка составит около 2,4 млрд рублей.
Туристическая отрасль Петербурга разделилась на два лагеря: партнеров Match Accommodation (MA) — официального дилера FIFA по размещению и тех, кто не сотрудничает с агентством. При этом первые столкнулись с рекордно низкой загрузкой отелей в пиковый сезон белых ночей. Сейчас она на 17–20% ниже, чем в прошлые годы.
Еще в апреле MA, которое ищет жилье участникам ЧМ по футболу, аннулировало до 90% броней в сетевых и одиночных отелях от трех звезд, а перепродать номера отельеры так и не смогли. В большинстве одиночных гостиниц компания аннулировала брони полностью либо подтвердила только 10–15% из них, в сетевых сохранила до 30–40% бронирования. Крупным отелям повезло больше остальных: MA подтвердило до 80% броней, именно там будут размещены футбольные команды и судейский состав.
По подсчетам экспертов, недополученная отелями выручка составит сумму около 2,4 млрд рублей с учетом 25 непопулярных нематчевых дней и средней загрузки отелей в размере 40%. Средняя стоимость одного номера из номеров всех категорий, имеющихся в отелях классностью три–пять звезд, составляет 30 тыс. рублей.
Всего 42 гостиницы, заключившие контракт с ООО "Матч Аккомодейшн", примут гостей ЧМ–2018, 12 гостиниц разместят клиентские группы FIFA.
Пошли на рекорд
В отеле "Гельвеция" компания оставила только 20% броней, в результате гостиница отметила рекордно низкую загрузку — 75% вместо привычных 95%.
По словам Юниса Теймурханлы, владельца гостиницы, болельщики предпочитают бюджетные варианты и не останавливаются в отелях высокого класса, а платежеспособные туристы менее охотно посещают город в период проведения ЧМ по футболу.
Подтверждает это и Наталья Изотова, управляющая отелем "Англетер". Эксперт отмечает, что спрос со стороны туристов, которые едут осмотреть достопримечательности, значительно упал.
В результате в период с 10 июня по 15 июля "Гельвеция" загружена только те 10 дней, в которые пройдут матчи. Пик спроса приходится на 19–22 июня, а с 27 июня по 2 июля загрузка аналогична январской, то есть довольно низка.
Чтобы компенсировать убытки, "Гельвеция" установила для номеров максимальные цены, утвержденные правительством. Стоимость проживания на время проведения ЧМ по футболу регулируется постановлением правительства "О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания...".
"Если бы у нас была полная загрузка, мы бы заработали больше, а теперь с трудом доползем до низшей планки", — рассказывает Юнис Теймурханлы. По словам предпринимателя, партнерство с MA привело к потере 35–45% ожидаемой выручки.
При этом отельеры не уверены, что подтвержденные брони будут реализованы: агентство MA не выслало списки постояльцев, а в случае аннуляции организация выплатит штраф только после 15 июля. По договору гостиницы не могут подстраховать себя перепродажей номеров на случай отказа постояльца от проживания.
Кто выиграет
Тем не менее в плюсе оказались лидеры гостиничного рынка Петербурга, где MA сохранила 80% броней.
Как сообщили в "Гранд Отеле Европа", в дни матчей чемпионата мира его загрузка составляет около 100% — все номера проданы. "В другие дни сезона белых ночей в этом году можно действительно отметить не такую высокую активность по бронированию номеров", — подтвердили в отеле.
Кроме того, по словам игроков рынка, на ЧМ–2018 заработают бюджетные отели, которые привлекают футбольных болельщиков. "Показатели прибыли небольших отелей, скорее всего, вырастут по сравнению с предыдущими годами, поскольку они также продают номера по самым высоким ценам", — прогнозирует Юнис Теймурханлы.
С точки зрения Юсупа Магомедова, генерального директора "Эко Хоум Групп" (компания занимается оснащением небольших петербургских отелей и апартаментов), мест в этом секторе не хватает на всех желающих — спрос огромный. "Думаю, собственники жилья, пользователи сервиса Airbnb, останутся довольны в конце этого лета: если в прошлые годы они брали за сутки 3 тыс. рублей, то теперь сумма достигает 8–10 тыс. рублей", — комментирует эксперт.
Хостельеры также отмечают высокий спрос со стороны футбольных фанатов. Так, например, хостел "Тайга", которым владеет Алена Енова, заполнен почти на 100%, окна остались только в периоды между матчами. "Думаю, благодаря чемпионату мы сможем увеличить выручку на 30% по сравнению с прошлым сезоном, — рассказывает она. — Болельщики снимают комнаты сразу на несколько дней, в основном это иностранцы".
Если в прошлом году стоимость комнаты в хостелах в среднем составляла 5,5 тыс. рублей, то сейчас — 7 тыс. рублей. До 15% прибыли хостельеры рассчитывают получить за счет предоставления дополнительных услуг: проведения экскурсий, продажи сувениров и пр.
Надежда на будущее
Несмотря на некоторое разочарование этим летом, отельеры возлагают надежды на 2019 год, рассчитывая, что чемпионат станет успешным промоходом для города. "Уже сейчас мы столкнулись с бешеным спросом на следующий год — к нам обращаются туроператоры со всего мира", — комментирует Юнис Теймурханлы. С точки зрения игроков рынка, сейчас многие рядовые туристы избегают петербургского направления, однако намерены посетить город после ЧМ–2018. Предприниматели считают, что в следующем году гостиницы смогут компенсировать последствия чемпионата.
"Думаю, чемпионат должен привлечь дополнительный турпоток: гости оценят красоту города, увидят, что здесь нет медведей и танков, и вернутся снова. Это позволит нам увечить прибыль", — комментирует Алена Енова.
По данным комитета по развитию туризма, на период ЧМ в Петербурге поселится не менее 650 тыс. болельщиков. При этом в городе работают 1186 аккредитованных гостиниц, мини–отелей, хостелов и гостевых домов, их общий номерной фонд включает более 40 тыс. номеров. Также игроки рынка отмечают, что за последние несколько месяцев количество малых отелей выросло и конкуренция усилилась.
По данным отчета "Экономическое, социальное и экологическое влияние чемпионата мира по футболу", вклад ЧМ–2018 в ВВП России составит 867 млрд рублей, при этом доход от туризма составит 130 млрд рублей.
“
Это обычная ситуация. Дело в том, что Match Accomodation бронирует свои номера сильно заранее и с большим запасом. Для них это получается практически бесплатно плюс бесплатная отмена бронирования. Отельеры, которые оказались с непроданными номерами, еще обязательно успеют их продать до начала чемпионата мира, я в этом уверен, пусть и не с такой огромной прибылью, на которую рассчитывали. Все равно с учетом ограничений на цены на проживание в этот период приехать в Петербург сейчас можно в 2 раза дешевле, чем в другие белые ночи.
Андрей Мушкарев
экс–председатель комитета по развитию туризма Петербурга, эксперт рынка
“
У нас, в наших 20 хостелах и отелях сети, все нормально. Взрывного спроса нет, но нет и пустующих мест или отмены бронирования. В феврале мы понизили прогноз ожиданий цен на номера на 50%, сейчас цены выше, чем обычно, лишь на 20%, и я не исключаю, что к началу чемпионата мира по футболу они станут обычными для этого времени года для Петербурга. В целом ситуация такая же, как и в прошлом году. Недавно мы открыли новый хостел "Друзья" на Сенной" на 100 мест, уже прошли первые заезды.
Сергей Морев
владелец сети отелей и хостелов "Друзья"
“
Если посмотреть Booking и Expedia, а специалисты комитета по развитию туризма постоянно мониторят эти ресурсы (и цены, и заполняемость), то можно отметить, что загрузка отелей всех категорий в Петербурге в дни ЧМ близка к 90%. 1186 петербургских отелей прошли классификацию, чтобы принимать гостей чемпионата. Как мы подсчитали, в дни матчей приедут 650 тыс. болельщиков, а также члены их семей, сопровождающие —они приблизят число гостей города с середины июня до середины июля к 1 млн человек. Квартиры и мини–отели в квартирах мы пока не считаем и не мониторим.
Нана Гвичия
и.о. председателя комитета по развитию туризма Петербурга
“
На снижение загрузки прежде всего повлияла отмена броней Match Accommodation в преддверии чемпионата мира по футболу. Гостиницы, которые были готовы к такой ситуации, смогли компенсировать отмену броней — они продали освободившиеся номера на открытом рынке. Кроме того, стоит принять во внимание отказ от посещения Петербурга классическим туристом — это связано с нежеланием людей быть в гуще спортивных событий, сменить познавательный туризм на активный спортивный тренд.
Кирилл Иртюга
генеральный директор УК "РосинвестОтель"