Антимонопольная служба намерена лишить Фонд имущества Петербурга эксклюзивного права на реализацию городской недвижимости. Это не первая, но, возможно, решающая попытка со стороны "недоброжелателей" съесть часть полномочий главной торговой площадки города. Цена вопроса — 120 млн рублей.
Как считают эксперты, это, вероятно, связано с грядущими продажами особняков, освободившихся после переезда администрации в "Невскую ратушу", что может принести в казну более 5 млрд рублей. А продавец, как известно, получает комиссию от каждой сделки. Разумеется, другим аукционным площадкам будет интересно побороться за такой кусок рынка.
Следует также отметить, что по федеральной приватизации размер вознаграждения не превышает 2%, в то время как услуги Фонда имущества обходятся покупателю в 3%. Так что не исключено, что, конкурируя за право продавать городские активы, организаторы торгов еще понизят плату за свои услуги.
Особый порядок
Напомним, что в октябре прошлого года вступило в силу постановление правительства РФ № 1164 от 26.09.2017, подписанное премьером Дмитрием Медведевым. Главная идея документа сводится к тому, что регионы должны отбирать продавцов госимущества на конкурсной основе. Большинство регионов действуют так исторически. В Петербурге же изначально Фонд имущества получил монопольное право выступать продавцом региональных активов согласно региональному закону о приватизации госимущества Петербурга № 59–15 от 10.03.2005. Там прописано, что функции по подготовке имущества города к приватизации, сама приватизация и контроль за выполнением условий сделок передаются фонду, единственным учредителем которого является Петербург.
Однако такое положение вещей не устраивает петербургское УФАС, которое решило проверить фонд на соблюдение антимонопольного законодательства. В документах, которые есть в распоряжении "ДП", ведомство запрашивает у фонда доказательства того, что его работа не подпадает под действие ФЗ–44 о госзакупках.
Запрос ФАС касается источника финансирования, а именно того, из чьих рук фонд получает вознаграждение за продажу и приватизацию госимущества (земельных участков, прав собственности и др.). Участники рынка считают, что поскольку частично "субсидии" выплачиваются из бюджета, то получатель бюджетных денег должен быть отобран на конкурсе. "На сайте госзакупок Смольный должен разместить информацию о закупке и объявить конкурс на оказание услуги по реализации принадлежащего городу имущества с фиксированным вознаграждением. Дальше заинтересованные поставщики услуги подают заявки, кто–то из них выигрывает", — говорит эксперт, знакомый с ситуацией. В Петербурге никакого отбора никогда не проводили.
В Фонде имущества говорят, что в 2016–2018 годах не получали никаких компенсаций, возмещений и субсидий из бюджета города. Гендиректор Фонда имущества Петербурга Денис Мартюшев уверяет, что за это время не было потрачено ни одного бюджетного рубля.
Риск без денег
В петербургском УФАС "ДП" подтвердили, что запросили у городского правительства, комитета имущественных отношений и фонда ряд документов, которые должны быть представлены в антимонопольный орган до 20 июня.
"Запросы направлены в целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и выяснения обстоятельств наделения АО "Фонд имущества Санкт–Петербурга" без проведения торгов функциями и полномочиями продавца петербургского госимущества. В зависимости от полученных ответов УФАС рассмотрит вопрос о нарушении антимонопольного законодательства, а затем будет принято решение о выдаче или невыдаче предупреждений", — пояснили в УФАС.
Денис Мартюшев отказался комментировать запросы УФАС и рекомендовал обратиться за разъяснениями в комитет имущественных отношений (КИО).
"ДП" воспользовался его советом. "Риск того, что договор поручения с фондом может быть оспорен УФАС, действительно высок, — подтвердили источники, близкие к руководству КИО. — Это может привести к потере нескольких миллиардов рублей дохода в 2018 году, а также к прекращению или приостановке основных программ, по которым ведомства работают совместно (например, программа реализации аварийных квартир и зданий). Кроме того, в случае передачи дел от фонда новому исполнителю поступления от приватизации будут проходить с задержкой. Инвестпроекты, которыми занимается КИО, данная ситуация не затронет, поскольку эта часть деятельности фонда УФАС не оспаривается".
В целом в КИО считают, что перспективы у фонда невеселые, разве что город продолжит вливать в него деньги — как, например, на реализацию "Красного треугольника" (напомним, что на создание его концепции уже выделено 140 млн рублей).
Бизнесу все равно
Большинству участников рынка судьба фонда безразлична.
"Мы приобретали участки и с торгов фонда, и через РАД. У обоих достаточно высокое качество работы. Главное — чтобы было имущество интересное и подешевле", — говорит Сергей Ярошенко, гендиректор КВС. По мнению председателя совета директоров АРИН Андрея Тетыша, главное — чтобы торги остались на внешней площадке. "Если право продавать объекты вернется непосредственно к КИО, это будет фиаско. Комитет и так не справляется с существующими обязанностями", — уверен он.
Ряд экспертов связывают обострение противостояния с грядущими торгами по помещениям, освободившимся после переезда 13 комитетов Смольного и трех государственных бюджетных учреждений в "Невскую ратушу".
По оценке участников рынка, город может получить до 5 млрд рублей, в частности, за счет продажи площадей комитетов по соцполитике и по энергетике и инженерному обеспечению в пер. Антоненко, помещений комитета финансов на Вознесенском пр. Эта цифра могла бы быть больше, но в "Невскую ратушу" не поедут комитет по развитию транспортной инфраструктуры и комитет по благоустройству. Их здание на Караванной ул. (6,7 тыс. м2) так и останется на городском балансе.
“
Конечно, если город решит отбирать организатора торгов для продажи госимущества, мы примем участие в этом отборе. РАД уже неоднократно участвовал в таких конкурсах и сегодня успешно продает имущество Московской области, ХМАО–Югры, Нижнего Новгорода. По условиям наших контрактов региональные бюджеты не несут никаких расходов, мы получаем вознаграждение с победителя торгов, если торги состоялись. Соответственно, если они не состоялись, наши расходы на подготовку объекта к продаже никто не компенсирует. По той же схеме мы работаем и с федеральным имуществом. Это хороший стимул добиваться эффективных результатов.
Анжелика Иманова
заместитель генерального директора РАД по приватизации
“
Главное преимущество Фонда имущества — это богатый опыт проведения торгов и борьбы со спекулянтами. Но с точки зрения предпринимателей, приобретающих имущество, кто именно его будет продавать — не принципиально. Нужны открытый доступ к информации и самим торгам, понятная процедура оплаты и оформления имущества. На какой площадке это будет происходить, в Фонде или где–то еще, — не главное.
Владимир Меньшиков
глава НП "Союз малых предприятий"
Авторы — Наталья Бурковская, Павел Никифоров, Вера Ковригина