"ДП" подсчитал: льготы для стратегических инвесторов не помогают массовому появлению новых капиталов.
За 10 лет власти снизили требования для получения статуса стратегического инвестора и соответствующих льгот, в 10 раз. За прошедшее с момента последнего снижения время в городе появилось три новых стратегических проекта, из которых один был реализован ранее, а второй вряд ли воплотится в жизнь.
Закон "О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт–Петербурга" был принят 10 лет назад. Изначально главным критерием был объем инвестиций — не менее 15 млрд рублей, отрасль инвестирования значения не имела.
Позже минимальный порог инвестиций от 3 млрд рублей установили для проектов в сфере промышленности и транспортно–логистического комплекса.
Планка ниже
В 2016 году требования к объему вложений снизили в 10 раз, но только для избранных сфер бизнеса. Проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, науки, а также создания гостиниц могли признаваться стратегическими при объеме вложений от 1,5 млрд рублей.
Весной 2017 года минимальная планка для инвестиций в эти отрасли была уменьшена еще раз — до 1 млрд рублей (для промышленности, транспорта и логистики — до 2 млрд рублей). Тогда сообщалось, что снижение порога инвестиций позволит привлечь в город новых инвесторов в условиях кризиса и санкций против РФ.
По закону стратегический инвестор имеет право на льготы: ему выделяют землю под строительство целевым назначением, без торгов. Арендную плату за землю он платит по льготной ставке — 1,5% от кадастра. После завершения строительства оформить собственность на землю компания может по сниженной цене, за четверть от ее кадастровой стоимости.
По данным комитета по инвестициям, с момента вступления в силу последних поправок к ним поступила 21 заявка на получение статуса стратегических проектов. Половина из них была отклонена.
"По каждой заявке идет тщательная подготовительная работа, связанная с привлечением экспертов, — пояснили в пресс–службе комитета по инвестициям. — Проекты, которые не соответствуют нормам, предусмотренным в законе, и получили отрицательное заключение по итогам экспертизы, не могут получить статус стратегических — это является основной причиной приостановок или отказов по проекту".
Три финалиста
Семь обращений еще в работе, и только трем новым заявкам был присвоен статус стратегических. Это ООО "Герофарм", ООО "Анабасис" и ООО "Лидер". Как выяснил "ДП", один из них — почти готовый проект, реализация другого под угрозой, а третий пока не вышел из бумажной стадии. Желающих вложить более 1 млрд рублей в культуру, образование, спорт и науку не нашлось.
Назвать "Герофарм" новым инвестором, который пришел в Петербург после снижения минимального порога инвестиций, никак нельзя. "Герофарм" запустил проект по строительству завода в Пушкинском районе с 2014 года. В прошлом году была запущена первая очередь производства фармацевтических субстанций. Запуск второй очереди по производству инсулинов запланирован на конец 2018 года. Мощность линии составит 1 т в год.
"Учитывая, что на момент присвоения статуса "Герофарму" уже был выделен земельный участок для строительства завода фармсубстанций, льготой для данного инвестиционного проекта являлся выкуп участка по сниженной цене", — пояснили в пресс–службе компании.
Проект ООО "Анабасис" выходца из игорного бизнеса миллиардера Александра Ебралидзе по строительству мусороперерабатывающего завода находится в подвешенном состоянии. В 2017 году компания получила в аренду на 3 года по льготной ставке участок 410,9 тыс. м2 для строительства мусороперерабатывающего завода на Волхонском шоссе. Сумма инвестиций оценивалась в 4,5 млрд рублей. Однако из–за протестов местных жителей правительство Петербурга отменило постановление о строительстве объекта, договор аренды земли расторгли. Чиновники пообещали предоставить альтернативный участок, но этого до сих пор не было сделано. Александр Ебралидзе передал через пресс–службу своей головной компании "Талеон", что комментировать ситуацию не будет.
Также в список стратегических проектов включили строительство гостиницы категории три звезды в Калининском районе — у Финляндского вокзала. Восьмиэтажный отель на 91 номер с подземным паркингом общей площадью 5,8 тыс. м2 будет строить ООО "Лидер". Заявленная стоимость проекта едва укладывается в рамки — 1,046 млрд рублей. Срок ввода отеля в эксплуатацию — 2020 год.
По данным СПАРК, ООО "Лидер" на 51% принадлежит азербайджанскому ООО "Лейла–М", 49% у гендиректора компании Камрана Рамиз Оглы Задаева. В разговоре с корреспондентом "ДП" он подтвердил, что пока проект не вышел из бумажной стадии, и отказался от дальнейших комментариев.
Таким образом, по мнению городских чиновников, за год в Петербурге нашелся всего один инвестор, достойный поддержки при строительстве отеля.
В ведомстве Ирины Бабюк такие результаты объясняют ужесточением требований к претендентам. "Город усилил контроль за качеством реализации проектов. В связи с этим поток заявок на получение статуса стратегического инвестора сократился, однако качество этих заявок повысилось, — настаивают в комитете по инвестициям. — В снижении динамики подачи заявок на получение статуса стратегического инвестора играет роль непростая ситуация в экономике".
Спрос упал
Опрошенные "ДП" эксперты сошлись во мнении: желающих инвестировать в отели в Петербурге все меньше. "Основываясь на пороге 1 млрд рублей, можно утверждать обоснованно, что город хочет строительства или очень крупных гостиничных объектов на 250–300 номеров, или высоко премиальных. Даже заявленный отель уровня три звезды у Финляндского вокзала выглядит необоснованно дорогим и, скорее всего, включает иные (не гостиничные) функции в свои инвестиции и площади", — считает генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова. По ее словам, бюджет проектов, которые сейчас обсуждаются в городе, варьируется в двух сегментах: малый фонд (до 150 млн рублей) и средний фонд (500–800 млн).
"В последние годы интерес инвесторов к гостиничному сектору Петербурга в части строительства новых объектов действительно не очень высок: этот рынок подвержен значительным сезонным колебаниям в силу привязки к туристическому спросу, поэтому инвесторам заходить сюда сложнее. Средняя загрузка брендированных отелей в городе сравнительно невысока и составляет чуть более 60%, соответственно, инвестиции отбиваются дольше. Для сравнения: средняя загрузка гостиниц в Москве в прошлом году составила 74%", — отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер.
"Вопрос скорее не в пороге 1 млрд рублей, а в том, что строительство гостиницы в Петербурге — процесс капиталоемкий и долго окупаемый. Инвесторов, которые готовы были бы этим заниматься, немного, поскольку есть более доходные альтернативы в других сегментах недвижимости. Хорошо, что администрация стремится поддерживать проекты, но конъюнктура рынка сегодня не очень благоприятствует строительству гостиниц. Потенциальный интерес есть, но подходящих объектов по приемлемой цене в городе не находится", — говорит генеральный директор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков. По его данным, к началу 2018 года суммарный номерной фонд качественных гостиниц Петербурга в категории три–пять звезд составил 32 348 номеров.