"ДП" изучает виды тренировок, предлагаемых заядлым горожанам "среднего возраста". Чем заняться, чтобы не покалечиться?
То, что спорт и физкультура несут человеку огромную пользу, ни для кого давно не секрет. Но — увы — будем честны, для большинства наших соотечественников спорт заканчивается на просмотре футбольных или хоккейных матчей. Особенно это касается мужчин за тридцать. А уж тем более за сорок — многие из них считают, что раз добиться результатов и побед в этом возрасте уже не получится, то и не стоит делать лишних движений.
Впрочем, у этого есть еще одна причина. Так сложилось, что в массовом сознании чуть ли не единственным видом спорта, который считается доступным и почти обязательным, стало посещение тренажерного зала и "тягание" железных предметов разной тяжести. Нет, безусловно, это в любом случае лучше, чем гиподинамия.
Но на самом деле спектр видов спорта, которыми может заниматься — при желании, конечно — современный мужчина в возрасте 40+, фактически не ограничен. От шахмат до парашютного спорта, от тенниса до смешанных единоборств. Надо только захотеть. А для того чтобы не быть голословным, автор взялся протестировать такую интересную дисциплину, как джиу–джитсу, на себе. И понять, насколько сложно начать заниматься этим видом спорта во взрослом возрасте.
За что боролись
Почему именно этот вид борьбы? Пожалуй, потому что он один из самых загадочных. Что собой представляют карате, кунг–фу и тайский бокс, многие из нас видели в кино (или даже пробовали в молодости). Дзюдо, бокс и самбо хорошо известны еще с советских времен, когда секции были чуть ли не в каждом дворе. А вот джиу–джитсу — что это?
Мне очень повезло — моим проводником в мир джиу–джитсу согласился стать не кто иной, как Павел Коржавых. Восьмикратный чемпион мира и двукратный победитель Всемирных игр боевых искусств. Не думаю, что, если бы я попробовал позаниматься под руководством другого тренера, оценка была бы иной. Но, надо признать, когда рядом такой именитый спортсмен, начинаешь и к себе относиться требовательнее.
Впрочем, еще одним подстегивающим фактором стало то, что занятия наши проходили не абы где, а в Комплексной школе высшего спортивного мастерства (КШВСМ) на Каменноостровском, 68. Это место известно многим — с 1979 года тут ковались спортивные победы Советского Союза, а потом и России.
В общем, расслабиться не получилось. Перед началом занятия Павел интересуется, нет ли травм и есть ли допуск врача. Все вполне логично — и у молодых спортсменов меддопуск требуют обязательно, а уж у людей за 40 — тем более.
Тренировка начинается, разумеется, с разминки. Тут подробно останавливаться не стоит — разные виды бега и махов, как и в других видах спорта. Потом кувырки. Это сложнее. Понятно, что кувыркаться необходимо при занятиях всеми видами борьбы, потому что только так можно научиться мягко падать после бросков, не травмируя чувствительные части тела. Но через несколько минут кувырков и катаний с непривычки голова идет кругом в прямом смысле этого слова. Да, как говорил капитан Титаренко, "вестибулярный аппарат надо развивать".
Самое интересное, разумеется, отработка техники. С японского "джиу–джитсу" переводится как "искусство мягкости". Но, видимо, японцы под словом "мягкость" подразумевают нечто иное. Или надо эту мягкость отрабатывать с младых ногтей. Потому что для того, чтобы пробить удар ногой или рукой, приходится быть достаточно твердым, иначе удар будет слишком слабым, неэффективным.
Удар в душу
Стоит отметить, что в спортивном джиу–джитсу наравне используется ударная техника, близкая технике карате, и бросковая, чем–то схожая с дзюдоистской (что логично, потому что оба стиля имеют общие корни). Ограничения на удары есть — так, например, нельзя бить "прямой в голову", как принято в боксе. Объяснимо: на руках у спортсменов не большие боксерские перчатки, а скромные "блинчики", оставляющие пальцы свободными и не мешающие захватам. Зато в корпус можно "работать" совершенно свободно, а также наносить в голову удары типа "уракен" тыльной стороной кулака. Зато ассортимент борцовской техники очень широкий, нет ограничений, принятых, например, в современном дзюдо. Броски с захватом за ноги, болевые и удушающие приемы — все, что душе (и телу) угодно.
Когда доходит до отработки техники бросков, становится еще интереснее. С одной стороны, пару раз кинуть на татами многократного чемпиона — очень греет душу. Понятно, что в реальном поединке Павел бы скрутил меня в бараний рог прежде, чем я успел бы подумать, что буду делать. Но все равно приятно. С другой — сперва было очень страшно, а встану ли я вообще на ноги после того, как бросят меня. Но все–таки класс тренера сказывается — падать хоть и страшно, но покалечиться невозможно.
В отработке техники проходит час. С удивлением обнаруживаю, что хотя и очень устал и все мышцы тела уже горят, но усталость несколько иная, не такая, как в других видах спорта. Вероятно, сказывается то, что постоянно сменяется нагрузка, удары и броски задействуют разные группы мыщц. Нет такого полного изматывания, как, например, в кросс–фите.
А самое главное все–таки — внутреннее ощущение. На этой волне я даже попросился в спарринг. Но нет, тренер не согласился. И спустя время, обдумывая тренировку, я понял, насколько он прав, — все–таки для спарринга надо прозаниматься существенно дольше, отработать технику, иначе толку нет никакого, а вот травмироваться с непривычки вполне можно.
Оценивая свой "тест–драйв" джиу–джитсу, могу сказать, что этот вид спорта действительно крайне полезен. Во–первых, физическая нагрузка очень равномерная, задействует все мышцы тела, что очень полезно для людей в любом возрасте. Во–вторых, в отличие от того же бодибилдинга, развитие разноплановое — отрабатывается и сила, и резкость, и подвижность, и растяжка, и многое другое. Кроме того, отлично работает и как кардиотренировка. А это может быть очень полезно для людей, которые хотят скинуть лишний вес, но не любят бегать.
Но, наверное, самое главное — это все–таки внутреннее состояние. Конечно, за несколько занятий хорошим бойцом стать ни у кого не получится. Но работа над собой, обучение боевым навыкам помогает почувствовать себя настоящим мужчиной. Что опять–таки полезно в любом возрасте.