"Это что угодно, только не платная дорога". ЗСД отчитался о финансовых показателях

Акционерное общество "ЗСД" отчиталось о доходах, расходах и задолженностях. Годовой отчет компании был опубликован в пятницу, 29 июня. В 2017 году компания улучшила показатели прошлых лет, но при этом часть задолженности перед кредиторами выросла.

Внеоборотные активы компании составили 192,1 млрд рублей. Это показатель увеличился по сравнению с 2016 годом — 191,7 млрд рублей.
"Остаточная стоимость нематериальных активов общества составляет 1,4 млрд рублей. В том числе: пакет исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности — проектную документацию в отношении автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" — 1,4 млрд рублей, исключительное имущественное право на пользование объектом интеллектуальной собственности — технико-экономическим обоснованием инвестиций в строительство ЗСД  — 10 млн рублей и товарный знак "ЗСД" 67 тыс. рублей", — говорится в отчете.
"Изменение внеоборотных средств весьма незначительно, особенно для компании, ведущей активное строительство. Напротив, удивительно, что за год они изменились на столь малую величину. Основную часть внеоборотных средств (около 95%) составляют сооружения, а именно введенные в эксплуатацию участки ЗСД. Остальное: прочие инженерные сооружения, имеющиеся земельные участки и другие статьи по мелочи. За год, как мы видим, ситуация мало изменилась", — прокомментировал отчет руководитель экспертного бюро "Сперанский" Дмитрий Сперанский.
Оборотные активы АО "ЗСД" составили 5,8 млрд рублей, что почти на 6 млрд меньше, чем годом ранее. Уставный капитал практически не изменился и равен 49 млрд рублей.

Задолженности

Среди крупнейших кредиторов ЗСД в отчете фигурирует ООО "МСС" (45,1 млрд рублей), Внешэкономбанк (612 млн рублей), Жилищный комитет Петербурга (188,9 млн рублей), ООО "Петербургский автомобильный альянс" (9,4 млн рублей) и ООО "Невский автомобильный альянс" (6,8 млн рублей).
"Долгосрочная кредиторская задолженность общества представляет собой часть обязательств перед ООО "Магистраль Северной столицы" за построенные в 2016 году участки ЗСД по состоянию на 31 декабря 2017 года. Ее величина <...> составляла на 31 декабря 2016 года 31 млрд рублей. В течение 2017 года задолженность была увеличена на 12,1 млрд рублей. Начало гашения долгосрочной задолженности планируется в 2020 году", — сообщается в документе.
Дебиторская задолженность компании составляет 221 млн рублей. Основной частью стал долг перед бюджетом Петербурга по возврату НДС на сумму 131 млн рублей.
"Сложность, с моей точки зрения, представляет не сумма долгосрочной задолженности, а отсутствие доходов, с которых можно было бы эту задолженность гасить. Пока не вижу перспективных источников дохода для компании, которые могли бы компенсировать хотя бы ее текущие затраты, не говоря уж о выплате накопленных задолженностей", — рассказал "ДП" Сперанский.

Выручка и убытки

Выручка от реализации услуг без НДС составила в 2017 году 121 млн рублей. В 2016 году этот показатель был равен 108 млн рублей.
"Получение выручки и формирование прибыли в бухгалтерском и налоговом учете производилось в 2017 году от нескольких источников, все они отражены как доходы по обычным видам деятельности. Общество продолжает получать доходы от предоставления в субаренду земельных участков в Северо-Приморской части города, на которых ранее была осуществлена застройка объектами общественно-делового назначения, а также от предоставления в субаренду земельных участков по ходу строительства ЗСД. В рамках исполнения соглашения о ГЧП общество получает доход от предоставления права доступа на земельные участки по ходу строительства", — говорится в отчете.
По словам экспертов, основной вид деятельности приносит компании недостаточно средств.
"Приведенные в отчете цифры показывают, что ЗСД как коммерческое предприятие — это что угодно, только не платная автодорога. В 2016 году основной доход компании составили некие штрафы "связанные с исполнением Соглашения о ГЧП" — они принесли компании более 1 млрд рублей против 74 млн выручки от основной деятельности. В 2017 году основным доходом (более 600 млн рублей) стало получение процентов от размещения на банковских счетах временно свободных средств. Однако выплаты по купонам выпущенных облигаций настолько велики, что их никакие доходы в обозримой перспективе не перекроют", — прокомментировал Сперанский.
При этом процентный доход от размещения денежных средств в банках составил 603 млн рублей.
"Самыми значительными статьями расходов являются амортизация основных средств — участков законченного строительства и нематериальных активов 297 млн рублей, аренда земельных участков под построенными и переданными участками ЗСД (152 млн рублей), а также купонный доход владельцев облигаций, размещенных АО "ЗСД" в 2011-2012 годах на общую сумму 25 млрд рублей", — говорится в отчете.
Ранее сообщалось, что компания АО "ЗСД", принадлежащая комитету имущественных отношений и владеющая петербургской платной магистралью "Западный скоростной диаметр", отчиталась об убытке за 2017 год в размере 2,05 млрд рублей. В 2016 году убыток компании составил 705 млн рублей.
Соглашение, подписанное властями Петербурга с АО "ЗСД" и ООО "Магистраль Cеверной столицы", предполагает выплату недополученной прибыли в случае, если доход от эксплуатации трассы составит менее 9,6 млрд рублей в год. В документе это условие прописано как механизм компенсации затрат на строительство и эксплуатацию, в котором размер компенсации зависит от выручки. За 2017 год власти компенсировали 5,2 млрд рублей. В этом году сумму компенсации планируется уменьшить до 3,1 млрд рублей.
Также из опубликованных документов стало известно, что председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк вошла в совет директоров АО "ЗСД".
Всего в совет директоров избрали пять человек — председателя комитета по инвестициям Ирину Бабюк, председателя комитета государственного финансового контроля Александра Жукова, первого заместителя председателя комитета финансов Татьяну Пигольц и заместителя председателя КИО Александра Германа.
"В связи с полученным обществом убытком в размере 2 млрд рублей чистая прибыль по итогам 2017 года распределению не подлежит, дивиденды по результатам 2017 года не выплачивать", — сообщается в опубликованных документах.

Планы

По результатам 2018 года в компании ожидают получить убыток, сопостовимый с 2017 годом (2 млрд рублей).
"На сегодняшний день основным риском ухудшения ситуации в отрасли является снижение общей покупательской способности и, как следствие, снижение спроса на услуги проезда по ЗСД, что отразится на поступлениях от основной деятельности и может осложнить АО "ЗСД" своевременное обслуживание его долговых обязательств. Вместе с тем данный риск распространяется на все хозяйствующие субъекты в России", — добавили в компании.
По данным годового отчета, платной дорогой в будний день пользуются около 250 тыс. автомобилистов, 80% поездок оплачивается транспондерами.
"Широкое распространение и высокая доля электронных средств оплаты проезда позволят в ближайшем будущем отказаться от барьерных пунктов взимания платы со шлагбаумами и перейти к режиму свободного проезда (Free-flow), при котором не требуются стационарные пункты взимания платы, а регистрация проезда и идентификация транспортных средств осуществляется в автоматическом режиме в движении", — говорится в отчете.
В АО "ЗСД" считают, что таким образом увеличат пропускную способность трассы и привлекут дополнительных пользователей.
"Риски, связанные с возможным изменением цен на услуги, оцениваются как низкие ввиду возрастающего спроса на транспортное обеспечение и перевозку грузов. В целом, снижение цен на услуги вызовет снижение поступлений от основной деятельности и соответствующее снижение рентабельности компании", — добавляют в компании.
В 2018 году компания планирует увеличить рост выручки по арендной плате за переданные в использование участки ЗСД. Показатель, по прогнозам, вырастет на 21%.
"При этом объем выручки от предоставления в субаренду земельных участков останется на уровне предыдущего года. В дальнейшем с ростом доходов партнера от эксплуатации ЗСД размер арендной платы будет существенно увеличиваться за счет превышения выручки партнера уровня минимально компенсируемых затрат. Размер арендной платы будет дополнительно увеличиваться на 90% такого превышения ориентировочно с 2020 года", — сообщили в компании.
"Проект в обозримой перспективе останется убыточным, поскольку выручки от основной деятельности едва хватило на выплату зарплат 73 работникам компании, что является чуть ли не самой малой статьей расходов", — прокомментировал планы компании Дмитрий Сперанский.