Власти Петербурга собираются создать концепцию развития яхтенного туризма в городе. Соответствующий аукцион комитета по развитию туризма опубликован на сайте госзакупок. Эксперты говорят, что воплотить идею в жизнь будет сложно из-за проблем с законодательством и петербургскими дождями.
Победители аукциона проведут анализ развития яхтинга в городах Балтийского региона за последние 10 лет. Среди стран обозначены Финляндия, Эстония, Швеция, Латвия, Литва, Дания, Польша, Германия. По данным технического задания, необходимо будет определить данные спроса и предложения на рынке, опросив не менее 100 владельцев маломерных судов.
Кроме того, необходимо будет обозначить долю доходов от яхтинга для въездного туризма. Власти также планируют проанализировать законодательство и ограничения, которые могут помешать развитию концепции.
“В качестве ненормативных ограничений могут быть рассмотрены природные — глубина, роза ветров, защищенность береговой полосы естественными объектами (молы, косы, насыпи), технические — навигационно-гидрографическое обеспечение, состояние береговой полосы, наличие и состояние гидротехнических сооружений и объектов недвижимости на прибрежном земельном участке, социально-географические — наличие автодорог, удаленность от населенных пунктов и объектов социально-культурного назначения, гостиниц”, — говорится в документе.
Стоимость работ оценили в 12,6 млн рублей. В комитете по развитию туризма Петербурга от комментариев по поводу создания концепции яхтенного туризма отказались.
На энтузиазме
Развитие яхтенного туризма в Петербурге зависит от появления новых причалов в городе, отметили опрошенные “ДП” эксперты. Концепции развития отрасли нет, и многие бизнесмены делают все на энтузиазме.
“Надо сделать так, чтобы яхтам, которые идут в Петербург, было где встать. Те яхтсмены, которые владеют маломерными судами, вынуждены держать их не в России. Например, в Иматре или Лаппенранте. Тут далеко ходить не надо”, — рассказал “ДП” вице-президент ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий Валерий Жилкин.
Он отметил, что некоторые яхтсмены паркуют свой транспорт в теплых странах, например в Испании или Италии.
По данным документов госзакупки, власти планируют разработать схему размещения водных парковок для обслуживания маломерных судов в Петербурге. Объекты планируется построить на городских земельных участках до 2030 года.
Среди мест, где можно построить дополнительные причалы, эксперты называют Курортный район. Сейчас в Зеленогорске есть всего одна водная парковка. Кроме того, эксперты уверены, что популярностью может пользоваться причал у “Лахта-центра” и стадиона “Санкт-Петербург” на Крестовском острове.
"Мне кажется, что Кронштадт тоже может стать хорошей точкой. Остальные места в черте города менее приспособлены. Надо смотреть высотный габарит по мостам, ограничения, осадку. Я бы сказал, что надо развивать существующие базы, чтобы они максимально соответствовали всем необходимым стандартам. Это может дать свой эффект”, — считает заместитель генерального директора по клубному маркетингу яхтенного порта “Терийоки” Сергей Медведников.
В Петербурге суточная стоянка яхты у причала оценивается в 4-5 тыс. рублей, за месяц у причала придется заплатить от 10 до 50 тыс. рублей, но есть и несколько предложений дешевле. Стоимость зависит от расположения яхт-клуба, длины судна, а также дополнительных услуг. Например, в цену парковки в Императорском морском яхт-клубе Петербурга включена уборка причала, видеонаблюдение и беспроводной Интернет. Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб профсоюзов в стоимость включает использование душа и сауну. В Европе суточная аренда стоянки начинается от 18 евро.
Часть петербургских яхтсменов на зимний период оставляет свои транспортные средства в Финляндии. Эксперты говорят, что так выходит дешевле. Чаще всего яхты хранятся в теплых ангарах.
В октябре 2017 депутаты Законодательного собрания Петербурга одобрили повышение транспортного налога на яхты, катера и самолеты. Инициатива коснулась владельцев элитного водного транспорта мощностью более 100 лошадиных сил. В пояснительной записке к законопроекту указывалось, что в Петербурге есть всего шесть яхт, которые соответствуют новым требованиям налогообложения. Власти рассчитывали собрать 54,3 млн рублей с владельцев транспортных средств.
В ноябре 2017 года депутаты ЗС Ленобласти вслед за коллегами из Петербурга приняли поправки в закон о транспортном налоге. Поправки предполагают поэтапное повышение налоговой ставки: для средств с мощностью двигателя до 30 лошадиных сил плата повысилась с 15 до 20 рублей с 1 л.с. в 2018 году, в 2019 году — до 25 рублей. Для средств с мотором мощностью более 30 л.с. ставка увеличилась с 50 до 60 рублей с 1 л.с. За моторы мощностью более 100 л.с. размер платы в 2017 году составлял 110 рублей за 1 л.с. В 2018 году она поднялась до 150, а в 2019 году — до 200 рублей. Изменения коснулись владельцев более 16 тыс. транспортных средств. Дополнительные доходы бюджета от увеличения налоговых ставок составят 10 млн рублей, в 2019 году — 20 млн рублей.
Останется на бумаге
Участники туристического рынка говорят, что инициатива Смольного может остаться на бумаге, так и не дав бизнесу никаких плюсов.
“Перспективы есть. Но еще бывший губернатора Петербурга Валентина Матвиенко обещала, что яхтенных стоянок будет много, но с того момента количество уменьшилось в несколько раз. Насколько это все-таки будет выполняться, делаться или просто останется на бумаге - это вопрос интересный”, — рассказал "ДП" управляющий яхт-клуба “Охтинская верфь” Александр Щеголев.
Он добавил, что иностранцы, прибывающие на яхтах в Петербург, сталкиваются с проблемами при оформлении въездных документов.
По словам экспертов, хорошим примером стало введение безвизового режима в течение 72 часов для пассажиров морских и круизных судов. Ранее стало известно, что Смольный обратился к федеральным властям с просьбой ввести такой же формат въезда для туристов, прилетающих в Петербург на самолетах.
“Этой идее (создания концепции яхтенного туризма) почти 20 лет, вопросом пытаются заняться очень давно. Идет по синусоиде — то возвращаются к этой идее, то она глохнет. Но идея правильная, ее нужно развивать. Есть много яхтсменов заграничных, которые могут приехать к нам. Самая серьезная составляющая — это виза”, — рассказал Жилкин.
По предварительным данным, за год Петербург посещает 400 яхт. Эксперты говорят, что цифра по сравнению с Европой небольшая, например, в Хельсинки прибывает 10 тыс. Все яхтсмены проходят границу в Кронштадте на форте "Константин".
"Если законы соблюдать, то проход границы достаточно легок. Когда проходят организованные яхтенные туристы, то это происходит за полчаса. Все знают, что можно провозить, а что нельзя. Проблемы возникают с индивидуальными туристами", — рассказал "ДП" менеджер по развитию яхт-клуба “Форт Константин” Кирилл Разумов.
По его словам, ряд туристов при въезде в Петербург не знают, что лекарственные средства должны быть с рецептом, а животные должны быть чипированы. Частой проблемой при пограничном контроле является большое число алкоголя на борту.
Кроме того, эксперты считают, что проблемой в развитии яхтинга могут быть погодные условия и плохая развитость инфраструктуры.
“Возникают сложности, когда люди отправляются на Ладожское и Онежское озера. Когда семьи управляют яхтой, то они предпочитают дневной переход. Если бы марины были на пути следования, то это позволило бы причалить, если необходимо, а также меньше уставать. Другой момент, что наш сезон короткий и погода капризная. Когда стоит солнечная тихая погода, то желания выйти на воду значительно больше. Мы считаем, что последние 2 года сезон был очень сложный с точки зрения погоды”, — считает Медведников.