Иссам Казим, генеральный директор Корпорации по туризму и коммерческому маркетингу Дубая (Dubai Tourism), в эксклюзивном интервью рассказал "Деловому Петербургу", почему россиянам не стоит ждать полной отмены виз, пустят ли в ОАЭ после путешествия в Израиль, каких инвесторов поощряют в Дубае и может ли гостиница заслужить "цифровую репутацию".
Турпоток из России в Дубай в первой половине 2018 года вырос?
— Да, динамика турпотока положительная. Для российских туристов Дубай всегда был привлекательным маршрутом, и для нас важно максимально этим воспользоваться — увеличить потенциал. Мы стараемся убрать барьеры на пути туристов из России. Один из шагов — практика получения визы по прибытии.
Еще мы сфокусировались на соотношении российского рубля и других валют и поэтому развиваем "бюджетный" туризм. Раньше если курс рубля снижался, то для российских путешественников Дубай ожидаемо становился более дорогим. Для равновесия в эмирате быстро появились гостиницы с четырьмя и тремя звездами. В итоге по сравнению с прошлым годом туристический поток вырос на 74% за первую половину 2018–го.
Такие цифры уникальны?
— Если судить по трем прошедшим годам, то рост был постоянным: в 2016–м турпоток из России вырос на 14%, а в 2017–м он оказался еще более заметным и дошел до 121%. Получается, что такая ситуация не исключительная. Поэтому мы в силах сохранить эту тенденцию.
Обсуждалась ли полная отмена виз для россиян, или практики получения виз по прибытии хватает?
— Сейчас достаточно той процедуры, что уже существует. Она простая, понятная и быстрая: турист подходит к стойке и получает штамп в загранпаспорте. По сути, это можно сравнить с отсутствием визы как таковой: разницы нет. И, в частности, именно это позволяет туристу принять решение о поездке очень быстро. Ему не нужно подавать заявление о получении визы, планировать интервью в посольстве и проходить его. Нужно лишь забронировать гостиницу, купить билеты и приехать.
Какие рынки относите к числу приоритетных и входит ли в этот список Россия?
— Если рассуждать в цифрах, то на первом месте будет стоять индийский рынок, на втором — Саудовская Аравия, на третьем — Великобритания. А на следующей строке — Китай, причем ближе всего к нему по темпам роста подошла как раз Россия. Другие важные для нас рынки — арабские страны Персидского залива и Германия. А туристические потоки из Китая — это и вовсе мировая тенденция.
Пустят ли в Дубай тех туристов, которые недавно посетили Израиль? Раньше в эмират после такого путешествия попасть было нелегко.
— Сейчас мы не устанавливаем никаких ограничений по отношению к туристам, которые куда–либо ездили раньше. Для нас важно, чтобы они путешествовали именно у нас, в Дубае. В качестве примера — участники конференций, будь то сфера медицины или технологий. Они побывали в самых разных странах и точках мира, а потом посетили Дубай. Никаких проблем не возникает.
Делают ли в Дубае ставку на бизнес–туризм наравне с рекреационным?
— Дубай всегда фокусировался в том числе и на бизнес–туристах. В 2017 году под это определение попали 60 млн путешественников. Если воспользоваться традиционной разбивкой, то 20% — доля бизнес–туризма в общем потоке. Но сейчас мы смещаем направление работы с такими туристами. Многие путешественники, которые приезжают на конференции, делают небольшой перерыв в работе, оставляют время для досуга и экскурсий. Мы создаем стимулы, а люди приезжают раньше делового мероприятия или задерживаются после. Позже они могут приехать с семьями или даже переехать.
Значит, туризм в Дубае может закончиться сменой места жительства?
— Есть аспект, с которым не все знакомы, — демографический. Около 80% населения Дубая — это люди, которые сознательно выбрали Дубай новым домом. Они становятся своего рода амбассадорами эмирата как туристического пункта: рассказывают о впечатлениях знакомым, приглашают в гости.
Изменилось ли за последние годы обучение персонала в сфере гостеприимства?
— Пятизвездочные отели традиционно вкладывают много времени и денег в обучение персонала. Но не всегда это можно сказать об отелях других сегментов. Мы же стараемся сделать так, чтобы уровень услуг всегда был на высоте. Чтобы их качество было лицом Дубая.
Занимаемся мы и правовым регулированием: отслеживаем и работаем над цифровой и нецифровой репутацией любого гостиничного объекта. Это работает так: суммируются все отклики гостей, которые останавливались в одной гостинице. Отзывы эти мы передаем в отель и следим, какие меры приняли сотрудники.
Нужно предлагать туристу то, что он ищет. Поэтому в своем деле я ориентируюсь на четыре важные цели: хочу, чтобы в Дубай приезжало больше путешественников, чтобы они были здесь дольше, чтобы они получали удовольствие от всего спектра предоставленных услуг, чтобы они в итоге возвращались.
А как же пятая цель — деньги?
— Конечно, туризм всегда был и остается важной составляющей ВВП эмирата. У нас большой рынок, который ориентирован на услуги люкс–класса. Но мы ждем и других гостей — бюджетных туристов. Возможно, они приедут на длительные сроки и воспользуются более широким спектром туристических услуг. В конечном итоге они привезут в страну столько же денег.
Какими темпами развивается "бюджетный" туризм?
— Сейчас мы создаем смешанный набор турпродуктов — развит сегмент роскоши, но активно развивается и бюджетная ниша. Чтобы ее совершенствовать, мы предлагаем системы стимулов для тех инвесторов, которые вкладывают деньги в развитие трехзвездочного сектора отелей. Они освобождаются от муниципальных сборов.
Мы сотрудничаем с авиаперевозчиками. Не только роскошными, но и демократичными: будь то дубайские лоукостеры или компании, которые представляют клиентские рынки. Мы стараемся, чтобы они предоставили больше рейсов, в том числе чартерных.
Какие проблемы у Дубая возникают в сфере международного туризма сейчас?
— Мы несколько лет наблюдаем рост турпотоков со всех наших ключевых рынков. И несмотря на такие глобальные тенденции, как колебание курса валют, несмотря на снижение абсолютных цифр по количеству приезжающих туристов, динамика роста положительная.
Проблемы, с которыми я сталкиваюсь в ежедневной работе, связаны с пропускными способностями структур. Для примера возьмем аэропорт Дубая. Да, мы участники программы "Открытое небо", но не все возможные перевозчики, которые мы хотели бы видеть, могут воспользоваться преимуществами этой программы.
Есть препятствия в визовой политике. Все изменения принимаются на федеральном уровне, и действия, связанные с визами, должны быть взаимными. Есть Объединенные Арабские Эмираты, а есть партнер. И от него мы тоже ждем готовности пойти на контакт.
В конечном итоге мы хотим добиться большей осведомленности путешественников, составить для них матрицу ключевых точек. Чтобы туристы знали, что в Дубае есть самые разные развлечения — не только "лакшери".
Справка
Корпорация" туризма и коммерческого маркетинга (Dubai Tourism) Создана в 2014 году и отвечает за продвижение эмирата как ведущего туристического направления в мире. Dubai Tourism контролирует подготовку персонала в сфере гостеприимства, совершенствует правовое регулирование и налаживает партнерские отношения с другими странами.