Роботы на подмену. HR–футурологи тревожатся о людях

Автор фото: Сергей Коньков

Однако ужасы о грядущей тотальной безработице — скорее мифы. "ДП" разобрался, как изменится рынок труда через 25 лет.

В докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) Future of Jobs 2018 эксперты наметили основные тенденции развития рынка труда. Плохая новость — общее количество рабочих мест уменьшится на 10%. В этой доле окажутся устаревающие (если буквально понимать составителей доклада — лишние) сегодня профессии: рабочие на заводах, секретари, бухгалтеры и аудиторы. И даже юристов авторы поместили в разряд лишних. Но есть и хорошая новость: на смену придут аналитики данных и проектировщики человеко–компьютерного взаимодействия. Если в цифрах: взамен 75 млн устаревших в мире появятся 133 млн новых рабочих мест.

Автомат для чайников

Эксперты едины в одном: автоматизация производств неизбежно поменяет облик кадрового рынка. Если в 2018 году, согласно данным доклада ВЭФ, доля людей на предприятиях составляет 71%, а машин — 29%, то к 2022 году эти показатели дойдут до 58 и 42% соответственно.
"Нельзя не учесть давно наметившейся тенденции возникновения новых профессий, в основном в сфере digital, — говорит президент HR–ассоциации Надежда Коротовских. — Только за последние 5 лет появилось огромное количество специальностей будущего, а в ближайшие 20–25 лет эксперты прогнозируют увеличение их количества до 3/4 доли всего рынка".
В России процесс замены человеческого труда компьютерными алгоритмами отстает от Европы на 7–10 лет. Однако и в нашей стране компании все время стремятся сократить издержки.
"Автоматизация должна быть выгодна с экономической точки зрения, поэтому сейчас идут активные разработки роботов, которые смогут выполнять функции продавцов–консультантов, промоутеров, администраторов. В Эрмитаже и многих других музеях уже давно можно воспользоваться помощью виртуального гида. Исчезнуть может и профессия водителя, ведь сейчас идут активные разработки беспилотных автомобилей. Возможно, в России это произойдет не через 25 лет, а позже, но эта новая реальность может наступить раньше, чем мы ожидаем. Uber уже отказался от диспетчеров такси, а значит, полная трансформация этой профессии — дело 7–10 лет", — уверена руководитель отдела персонала Colliers International в Петербурге Дарья Рубацкая.

Биоинженеры и нейропсихологи

Искусственный интеллект, big data, IT и разработка — главные драйверы появления новых профессий. Опрос представителей лиги HR–экспертов HeadHunter выявил 15 перспективных профессий будущего, которые могут стать массовыми в ближайшие 10–15 лет. В их числе биоинженер, проектировщик умной среды, инженер по возобновляемой энергии, специалист по робототехнике, биоинформатик, специалист по кибербезопасности, нейропсихолог, дизайнер виртуальной реальности, биофармаколог.
"Разумеется, полностью спрогнозировать, как будет меняться рынок и какие специалисты окажутся на волне изменений, сложно, и существующие претенденты на попадание в этот список — единичные профессии, однако приоритетные направления выделить можно. По аналитике hh.ru, в одной только IT–сфере в России спрос на специалистов в среде искусственного интеллекта и машинного обучения вырос в 16 раз менее чем за полтора года", — отмечает Юлия Сахарова, директор по Северо–Западу HeadHunter.
Кроме автоматизации есть и другие тренды: повышение среднего возраста жителей, рост доли фриланса в занятости, универсальность работников, увеличение количества женщин на рынке труда.
По мнению директора по маркетингу международного рекрутингового агентства Kelly Serviсes Жанны Волковой, профессиональный расцвет специалистов сдвинется к 50 годам: "Считается, что для мастерства в профессии требуется в среднем 10 тыс. часов. Поскольку увеличится продолжительность жизни, у каждого человека будет достаточно времени, чтобы освоить от трех до пяти профессий. И даже не профессий, а ремесел, в которых просто нужна практика".
Партнер рекрутинговой компании Antal Константин Бряузов добавляет, что со временем в компаниях все больше будут цениться навыки общения и умение работать в команде, собранной под задачу, в том числе в мультикультурной. Дихотомия гуманитарии vs технари, по его мнению, разрешится очень просто: "Не будет четкого разграничения, все будут немного айтишниками. Уже сегодня главный редактор журнала должен иметь представление об онлайн–технологиях, так как его издание читают через интернет".

По живому

Повсеместная диджитализация затронет и такую "человеческую" профессию, как врач. Один из самых знаменитых в мире роботов da Vinci стал механическим продолжением рук хирурга в операционной, заменяя еще и ассистента.
Впрочем, роботы пока не замена, а помощники для людей.
"Появляются новые названия специальностей, которые, однако, не означают фундаментальных перемен в существующем функционале специалиста, а отражают добавленные к стандартному набору врача новые навыки. Например, телемедицина — это медицина плюс современные технологии. Специалист, занимающийся клонированием, — это сложнейшая коллаборация уже существующих генетика, биотехнолога, репродуктолога. По моему мнению, не у дел окажутся не специальности, а те люди, которые не готовы к приобретению новых навыков и междисциплинарному общению", — уверен Сергей Сайганов, ректор СЗГМУ им. И. И. Мечникова.
"Безусловно, тревожно: останется ли место человеческому в этой техногенной гонке? HR–футурологи задаются вопросом, в какой области профессиональной деятельности машины не заменят человеческие качества, — беспокоится учредитель кадрового агентства "HR Аналитика" Нелли Буркова. — Ведь нам, людям, так хочется верить, что человеческая способность сопереживать и создавать прекрасное незаменимы и вечно востребованы".