23:3128 октября 201823:31
103просмотров
23:3128 октября 2018
Закон ограничивает голосование подконтрольных лиц при одобрении сделок с заинтересованностью. А как заключить договор с владельцем контрольного пакета или даже с единственным акционером?
Елена Агаева, руководитель практики адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры":
Сделки с заинтересованностью регулируются с целью минимизировать риски и возможные негативные последствия конфликта интересов. Например, когда компания заключает договор с контрагентом, которым управляет ее генеральный директор или основной участник.
По общему правилу такие сделки не требуют обязательного предварительного согласия. Они должны одобряться, только если этого потребуют уполномоченные лица (в том числе гендиректор, член совета директоров или владельцы как минимум 1% акций).
Принятые в июле этого года поправки в федеральный закон "Об акционерных обществах" решили важный для практики вопрос об определении кворума на собрании акционеров по вопросу об одобрении сделки с заинтересованностью. До этого разъяснения на практике возникали ситуации, когда кворум было не собрать. Теперь собрание считается правомочным, даже если в нем примет участие меньшинство незаинтересованных акционеров.
Если у компании только один акционер (участник), являющийся одновременно ее руководителем, то правило об одобрении сделок с заинтересованностью вообще не применяется.
Важное разъяснение по связанным со сделками с заинтересованностью спорам в июне представил Пленум Верховного суда России. Определено, что в голосовании по вопросу их одобрения не вправе принимать участие также акционеры (участники), находящиеся под контролем заинтересованных лиц (подконтрольные организации). Это разъяснение закрыло серьезный пробел в законе, позволявший таким компаниям принимать спорные решения, что противоречило самому смыслу регулирования этого вида сделок.
С другой стороны, действующее законодательство оперирует понятием "контролирующее лицо", в отличие от ранее применявшейся конструкции "аффилированные лица". Это позволило избежать ситуаций, когда по формальным основаниям под категорию сделок с заинтересованностью могли попасть те, что по сути не содержат конфликта интересов.
В 2018-м завершается переходный период введения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест). Кто вправе ее не проводить?
Даниил Соломоненко, юрист адвокатского бюро "НВ":
Все работодатели должны понимать, что от проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) большинству не уйти. Принятый в 2013 году федеральный закон (№ 426–ФЗ) явно и недвусмысленно указывает на обязанность компаний и индивидуальных предпринимателей провести за свой счет проверку всех имеющихся у них рабочих мест. Исключение составляют только надомники и дистанционные работники, а также частные лица, нанимающие прислугу, гувернеров, репетиторов, водителей. Министерство труда и социальной защиты РФ признает право не проверять вакантные рабочие места.
Для проведения СОУТ работодатели обязаны нанять специальные аккредитованные организации.
Представляется, что бизнес еще не до конца осознал масштабы надвигающейся катастрофы. Многие руководители уверены, что, например, для белых воротничков никакая оценка труда не требуется. Действовавший до 2014 года порядок аттестации рабочих мест предусматривал своего рода льготы в отношении работающих исключительно на персональных компьютерах сотрудников, но теперь такие исключения не действуют. Более того, СОУТ обязательна даже на временных и сезонных рабочих местах.
Федеральный закон предусматривает специальный переходный период, который завершается 31 декабря 2018 года. Хотя на практике работодателей зачастую обязывают до истечения этого срока проверить рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация (в том числе белых воротничков).
За уклонение от СОУТ или нарушение порядка ее проведения юрлица могут быть оштрафованы на сумму 60–80 тыс. рублей, индивидуальные предприниматели — до 10 тыс. рублей. Повторное правонарушение влечет штраф до 200 тыс. рублей для компаний и до 40 тыс. рублей для предпринимателей. Кроме того, в таких случаях суд может приостановить деятельность работодателя на срок до 90 суток. В то же время для минимизации расходов можно воспользоваться механизмом проверки только 20% рабочих мест (но не менее двух). Такая оценка распространяется на все остальные рабочие места, признанные экспертом аккредитованной организации аналогичными.
Госдума 25 октября одобрила законопроект о введении налога на профессиональные доходы. Кто и как сможет перейти на такую систему?
Елена Кисилева, менеджер практики налогообложения и юридических услуг EY:
Законопроект, вызвавший достаточно бурную реакцию в обществе, предусматривает введение экспериментального налогового режима — налога на профессиональный доход. Таковым понимается доход в денежной форме от деятельности, которую гражданин осуществляет самостоятельно, то есть без работодателя и без наемных сотрудников.
Для таких налогоплательщиков устанавливаются низкие ставки: 4% от полученного дохода, если товары (работы, услуги) реализуются физическим лицам, и 6% — если юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Применяющие новый специальный режим освобождаются от обязанности подавать декларации: взаимоотношения с налоговыми органами будет осуществлять через специальное мобильное приложение.
Новый режим будет доступен как физлицам, так и зарегистрированным индивидуальным предпринимателям (при отсутствии у них наемного персонала). С профессионального дохода граждане не должны платить НДФЛ.
При этом существует достаточно длинный перечень исключений из видов налогооблагаемого дохода. В частности, к профессиональным не относятся доходы от продажи недвижимого имущества, реализации ценных бумаг и многие другие. Также ограничена возможность злоупотреблений — работодатели не смогут переводить на указанный режим своих бывших сотрудников, чтобы уменьшить налоговые отчисления.
Зачем законодатель вводит такие послабления? Сегодня многие работают, не декларируя свои доходы, являясь частью так называемой гаражной экономики. Легализоваться не хотят, чаще всего опасаясь проверок контролирующих органов, необходимости подавать отчетность и высоких налогов даже при отсутствии дохода.
Принятие внесенного в Госдуму законопроекта поможет вывести из тени определенную часть таких налогоплательщиков–физлиц. Но надо понимать, что пока проект прошел только первое чтение и к моменту принятия может существенно измениться. Кроме того, на первом этапе специальный налоговый режим вводится только в четырех субъектах Федерации: Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Правда, законодатели вправе изменить количество участвующих в эксперименте регионов — в том числе и после принятия закона.