Все начинается с малого. Обсудить такую тему в разрезе бизнеса на прошлой неделе собрались 100 предпринимателей Петербурга. Вызовы, с которыми сталкивается малый бизнес, разбирали хоть и в пиджаках при галстуках, но за яичницей и овсянкой. Главное, за чем ходят на такие встречи, — это нетворкинг. И он удался.
Поговорить о насущном представители предпринимательского сообщества собрались в рамках BestBreakfast. Это уже 45–й бизнес–завтрак, который проводит "БестЪ" по всему миру. Темы всегда разные и в основном взрослые. Малый бизнес позвали впервые, оттого и явка высокая: молодые предприниматели любят, когда их замечает большой бизнес. Среди гостей были замечены Святослав Громов, владелец компании "Инвестиции Девелопмент Строительство", победитель конкурса "Молодые миллионеры 2018", Антон Сергеев, основатель танцевальных школ "Дети на паркете", Алена Енова, совладелица дизайнерского "Тайга Hostel&Hotel", и другие. Большие гости тоже были, например, Алексей Фурсов, президент "Евразия Холдинг", который как раз недавно запустил новый "стартап": ресторан "Чабрец".
Атмосфера и термины
"Мы не зарабатываем на этом формате, наша задача — дать возможность бизнес–сообществу послушать, что творится на рынке, узнать новости, познакомиться с теми, с кем давно хотелось. Мы создаем атмосферу", — объясняет Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ". Следующий завтрак— в ноябре — пройдет в Каннах.
Для начала пришлось разобраться в терминах: официально малым бизнесом считают предприятия со штатом 16–100 человек и оборотом 120–800 млн рублей. То, что принято на самом деле считать малым бизнесом, официально называется микробизнесом: до 15 человек в штате, оборот — до 120 млн рублей. "Не обращайте внимания на формулировки, не так важно, как тебя называют. Мы же все видим, что малый бизнес не такой уж и малый по большому счету", — обратился к гостям Георгий Рыков, генеральный директор компании "БестЪ. Коммерческая недвижимость".
"Главное, что малый и средний бизнес — это серьезный сегмент, который вносит большой вклад в развитие нашего города", — подчеркнула Наталия Шелудько, генеральный директор "ДП" и модератор завтрака.
Несмотря на горячий интерес к теме и большую популярность бизнеса как такового среди молодежи и даже школьников, в процентном соотношении он пока занимает малую долю в ВВП страны: 22% у нас против 63% в Японии, 62% в США, 58% в Германии. Хотя, если посмотреть на город, ситуация становится интереснее: малый бизнес дает экономике города 4 млрд рублей ежегодно и почти миллион рабочих мест. По традиции торговля лидирует среди топ–отраслей малого бизнеса (37%), затем идут строительство (13%) и производство (12%), а на IT приходится и вовсе 3%.
Капучино не работает
Общими усилиями гости сформулировали шесть основных проблем, мешающих малому бизнесу развиваться. Это ограниченный доступ к финансовым ресурсам и рынкам сбыта, плохой бизнес–климат, высокие издержки, дефицит кадров и бюрократия. Анисья Хохлова, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ, добавила еще один. За рубежом, пояснила она, предприниматели легко монетизируют связи внутри городского соседского сообщества, для этого есть даже специальный термин — "приручение целевой аудитории через капучино". "В РФ своей территорией считают квартиру, максимум лестничную площадку, но никак не подъезд, дом, двор или микрорайон. Это мешает малому бизнесу развиваться", — пояснила она.
Затем гости обсудили, какую из стратегий для старта все больше выбирают молодые предприниматели, и выяснилось, что франшиза на покупку готового бизнеса для старта предпринимательской карьеры скоро сможет и обогнать стартап (но пока не обгоняет). "Я вложил свои деньги в два проекта, которые увидел на "Бирже стартапов", один из них пока готовится к выходу на рынок, а другой — по результатам месяца с открытия — уже плюсовой. Так что главный успех стартапера — не лениться и встать с дивана", — заметил Алексей Фурсов.
До этого гости бизнес–завтрака пришли к выводу, что предпринимательские навыки — это на 70% врожденные и только на 30% приобретенные способности. Но вот к какой категории отнести умение встать с дивана — мнения разделились.
Любить не обязательно
Не обошлось и без обсуждения традиционной боли предпринимателя — где найти тему для нового бизнеса. "Мои идеи — это мечты и идеи, которые пришли во время путешествий", — поделился опытом Андрей Макаров, управляющий партнер БЦ "Сова". "Не обязательно любить велосипеды, чтобы превратить их в бизнес. Важно, чтобы в твоем деле было то, что тебя заводит, — отметил Кирилл Остапенко, владелец сети "Велодрайв". — Я не езжу на велике каждый день, меня заводили не велосипеды, а организация этого бизнеса. Это было чистое безрассудство и безумство, которое выросло в бизнес только за счет твердолобого упорства и удачи". Упрямство и безрассудство отправились в те 70%, о которых шла речь выше.
"А я открывал магазин для того, чтобы кормить семью и близких фермерскими продуктами, — заметил Леонид Цой, совладелец сети "Это у нас семейное". — Проекту третий год, я думал, что понадобится 5 лет, чтобы меня заметили сети. Но это уже произошло. Так что уникальный продукт помогает и привлечь внимание на рынке, и конкурировать с большими компаниями".
За 2 часа поделиться своими историями из бизнеса удалось более чем 20 предпринимателям, но все они, конечно, пришли не затем, чтобы определить, кто микро, а кто макро и где взять идею для старта. Они пришли, чтобы послушать тех, кто думает так же, и стать партнерами.